Недавно в интернете я наткнулся на фразу, которая поразила меня своей неземной мудростью. Долго я смотрел на нее в великом изумлении - как мудрость такой глубины может быть выражена такими простыми словами? Так бывает с невероятно сложной задачей, которую решаешь-решаешь, а потом поражаешься - как оно просто! Как я не догадывался раньше!
Фраза относится к спорам и конфликтам, которые кипят в интернете. Вы их наверняка наблюдали, а, вероятно, и участвовали - кого-то обвинили в преступлении, одни негодуют на злодея, другие уверяют, что он чудесный человек, оклеветанный негодяями. Два известных медийных персонажа обмениваются язвительными нападками, интернет воспламеняется бурными обсуждениями и взаимным злословием.
Проносится слух о том, что Дума собирается принять какой-то уж совсем странный закон, волны интернет-паники не угасают даже когда выяснятся, что это утка и ничего подобного не происходит в действительности.
В городе Дальнегорске совершается страшное преступление с политическим подтекстом, которое очень сильно действует на и без того разгоряченную публику; гремят проклятия, вздымаются кулаки, точатся ножи - пока, наконец, кто-то не звонит в город Дальнегорск и не убеждается, что это утка.
Я сам некоторое время назад, натыкаясь на кричащие сообщения “ААА! Гнусного злодея Васю Пупкина отмазывают от справедливого наказания!” “ААА! Прекрасного человека Васю Пупкина хотят отправить в тюрьму по ложному обвинению!”, - вступался за правду, пересылал сообщение, сопровождал его изъявлениями своего искреннего негодования...
А потом поступала дополнительная информация и оказывалось, что я как-то зря негодовал. Реальная картина происшедшего была несколько другой и просто так получилось, что я вписался за ту сторону яростных интернет-препирательств, чья волна перепостов достигла меня раньше. Было как-то неловко.
Но вернемся к фразе, которая меня так поразила. Она выглядит так: “я еще недостаточно изучил вопрос, чтобы составить свое суждение”. В самом деле, я не знаю, что за человек Вася Пупкин. Может, оклеветанный благодетель человечества. Может быть, ловкий негодяй, который поднимает волну, чтобы спастись от заслуженного осуждения. Я просто не знаю, и узнать мне, в общем-то неоткуда - все что у меня есть, это носящиеся по сети пересказы из вторых и третьих рук.
Приходится исходить из известного принципа: если тебе нечего сказать - молчи. Не имеешь достаточных данных для обоснованного суждения - не выноси никакого суждения.
Нет никакого греха в том, чтобы промолчать, а вот в том, чтобы поспешно обвинить невиновного или поучаствовать в разжигании взаимного озлобления - определенно есть. Поэтому иногда лучше сдержать свое "авторитетное мнение". Так будет лучше, и на душе гораздо спокойнее.
14 декабря. О важности догматов в Церкви
В 1-й главе Послания апостола Павла к галатам сказано: «Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».
О важности догматов в Церкви — протоиерей Василий Гелеван.
Догматическое учение церкви — это организм. Здесь все стройно, сложено и связано между собой. В истории церкви всегда будут люди, которые хотят приспособить вероучение к своему убеждению, хотят совратить на церковнославянском языке превратители, извратить евангельское Христово благовестие. Не существует другого Евангелия. Есть только люди, искажающие благую весть, а она одна.
Догматические формулировки церковных соборов появлялись в ответ на возникавшие искажения, то есть те или иные еретические учения. Ересь искажает евангельскую истину, а догматика как раз опирается на Евангелие. Христианское учение проистекает из Евангелия, из того, что сам Христос о себе сказал. Это совершенно конкретные формулировки. Например, что он Сын Божий, что он Господь, Судья. Все богословие церкви христоцентрично, и малейшее искажение истины уводит фокус от Христа, уводит душу от спасительной веры.
Выходит, что чистая вера — это вера в евангельскую правду, и вечная участь человека зависит от того, разделяет он или нет вероучения Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О святости Праведного Филарета Милостивого
Сегодня 14 декабря. Церковь чтит память Праведного Филарета Милостивого.
О его святости — протоиерей Михаил Самохин.
Автор жития праведного Филарета Милостивого, святого, жившего в восьмом веке в Пафлагонии, на севере Малайзии, прямо указывает на причину того, почему богатый и знатный вельможа был не рад своему богатству. Оказывается, он хорошо знал священное писание. И строки Евангелия о том, как будет проходить страшный суд, и слова апостола Павла к Тимофею о том, что мы ничего не перенесли в мир и ничего не возьмем из него, и вдохновенные стихи псалмопевца о том, что потомки праведника никогда не будут нуждаться в хлебе насущном. И это знание послужило для праведного Филарета не просто поводом к действию, а наполнением всей его жизни. Он прославился нищелюбием и в дни богатства, и в бедности, и в вернувшемся благоденствии.
Для многих из нас богатство становится смыслом жизни, а его стяжание и преумножение побуждает забыть не просто о нищих, а порой и о самых родных и близких. Праведный Филарет жил в перспективе предстоящей вечности и понимал, что богатство, как и власть, это большая ответственность перед ближними, и действовал из этой перспективы. Хорошо бы в современном ослеплении сиюминутным потребительством хоть иногда вспоминать, что и перед нами стоят те же самые перспективы вечности, что и перед милостивым Филаретом. Впрочем, для напоминания у нас, как и у него, есть священное писание.
14 декабря. О пророчествах Пророка Наума
Сегодня 14 декабря. Церковь чтит память Пророка Наума, жившего в седьмом веке до Р. Х.
О его пророчествах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы смотрим на икону пророка Божия Наума, то можем увидеть его изображенным со свитком. Так всегда в церковной иконографии изображаются пророки Божии. Каждый пророк держит в своих руках свиток со своей книгой.
Самой полезной формой почитания пророков Божиих будет для нас в день памяти пророка Наума открыть его книгу в Священном Писании и прочесть.
Все выпуски программы Актуальная тема