У Гилберта Честертона есть эссе, которое начинается словами: «Если бы мне дали прочитать только одну проповедь, я бы говорил о гордыне».
Если представить фантастическое и вообразить, что кто-то вдруг захотел бы услышать проповедь от меня, я бы говорил об осуждении. Причем — не обличая. Мы живем в такое удачное время, когда пагубность осуждения не надо доказывать. Любой может почувствовать это сам, просто проведя десять минут в социальной сети.
Когда мы слышим, что осуждать — плохо, очень легко воспринять эти слова как запрет, который диктует нам некто извне. Например, назидательный священник. И тут мы вправе не послушаться. Потому что никому не понравится, когда что-то запрещают. И тогда вопрос можно поставить иначе: а как мне найти внутри себя основания для не-осуждения. Как захотеть не осуждать? Как сделать так, чтобы не-осуждение стало потребностью, а не моральным образцом?
На ум приходит такая аналогия.
Вот ты счастлив. Ты чувствуешь, что прямо здесь и сейчас живешь, как иронично принято говорить, в гармонии со вселенной. Тебе спокойно и радостно. Ты находишься в правильное время в правильном месте. И вдруг твой ближний совершает что-то, что тебя огорчает. Что, может быть, даже заслуживает справедливого порицания. И все подводит тебя к тому, чтобы сказать: «Друг, ты неправ». Но тебе почему-то не хочется этого делать. Ты боишься, что если выскажешь человеку что-то или даже просто подумаешь в эту сторону, ты растеряешь хорошее настроение и как будто отлучишь сам себя от своего счастья. А замереть в нем, удержать его — то, чего тебе больше всего сейчас хотелось бы. И ты не просто пропускаешь мимо ушей то, что тебя огорчает. Нет, ничто в этом состоянии изначально не может тебя огорчить. А значит, нет поводов для осуждения.
А теперь на место хорошего настроения в этой истории я просто подставляю слова: «быть со Христом». Одна из молитв, которая есть почти в каждом молитвослове, называется «Акафист Иисусу Сладчайшему». О сладости в сердце говорят и многие святые — как о состояние, которое реально доступно человеку, когда в сердце Христос. И наверное, в момент такого счастья отвлечься, чтобы дать кому-то другому оценку — то есть, осудить — означает выйти из этого состояния. Лишиться его. Потому что ничто, кроме радости, с ним несовместимо. Поэтому бывает так, что осуждать не хочется.
И когда я в следующий раз услышу от назидательного священника, что осуждать — плохо, я пойму, что он вовсе не назидателен. Он просто, вероятно, познал на практике то, о чем я говорю, скорее, в теории.
Поэтому вряд ли мне стоило бы произносить проповедь. И закончу теми же словами, которыми свое эссе заканчивает Честертон: «Если бы мне дали прочитать одну проповедь, вряд ли меня попросили бы прочесть вторую».
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья