
Я люблю церковные службы. Но стоять и молиться на них долго мне все равно очень тяжело. Поэтому я радовалась, когда во время работы на Валааме, нам, экскурсоводам, позволялось уходить с вечерней службы раньше. Мы жили в отдаленном скиту, куда добраться было не так-то просто. Нас туда отвозила машина, которая ездила по строгому расписанию. Если же в ней не хватало мест, приходилось идти пешком около 7 км.
К слову, службы на Валааме очень красивые, но уж слишком долгие. Например, вечернее богослужение идет 5 часов и заканчивается обычно около одиннадцати вечера.
И вот, однажды вечером мы узнали, что машина сегодня нас отвезти не сможет. Вообще больше никакие машины в сторону скита не поедут. Нас было четверо. Решили идти пешком все вместе. На монастырской дороге в позднее время пустынно. И есть риск встретить диких животных. Это всё, конечно, очень любопытно, но весьма опасно, поэтому поодиночке идти не стоило.
В десять вечера я начала торопить товарищей:
— Ну что, может пойдём? Скоро совсем стемнеет, ничего не будет видно на дороге — обратилась я к товарищам.
— Давайте ещё немного постоим помолимся, я очень хочу побыть до конца, — умоляющим голосом ответила мне Соня.
У меня уже не было сил. И я — честно — разозлилась, но всё-таки согласилась достоять до окончания службы. Остальные тоже были не против остаться до завершения богослужения.
В начале двенадцатого мы вчетвером вышли на монастырскую дорогу, морально готовые в темноте ползти пешком долгий путь, как вдруг услышали сзади гудение мотора. Соня обернулась и, не растерявшись, выбежала на дорогу в свет фар, и стала махать руками и кричать, пытаясь затормозить автомобиль. Машина затормозила. За рулем оказалась чудесная девушка Мария, которой было не по пути с нами, но она всё равно согласилась нам помочь — довезти до скита.
Приехали, открыли дверь келии и, только переступили порог, как начался сильнейший ураган с ливнем. На Валааме я видела такой впервые. Страшно подумать, как при такой погоде мы бы шли пешком по лесной дороге.
В голове складывался пазл. Если бы мы ушли раньше с богослужения, то, вероятней всего, попали бы под этот ливень и, возможно, не встретили бы Марию, которая в это время поехала бы уже в другую сторону.
Наша маленькая жертва Господу принесла большую радость и утешение нам. С этого момента я приняла решение: пусть мне тяжело, пусть сложно стоять и молиться во время служб, но, без крайней необходимости буду стараться не уходить раньше положенного.
Наверное, с подобных маленьких жертв и начинает возрастать настоящая любовь к Богу. Например, невозможно школьнику, который только начал изучать ноты, самому написать оркестровую симфонию. Так и в Церкви человек не может на начальных этапах совершить какие-то большие подвиги. На данный момент, конкретно мой подвиг — достоять богослужение до конца. Да, это мало и для кого-то — проще простого, но для меня, пока что это — труд. Я только учусь быть верной Богу, хотя бы в таких малых делах. Ведь Господь сказал: «Верный в малом и во многом верен».
Автор: Анна Жарая
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер