Есть такая крылатая латинская фраза — errare humanum est, что значит - людям свойственно ошибаться. Не каким-то особенно плохим или глупым людям — людям вообще. Люди ошибаются, и это неизбежно. Мы связываемся с людьми, с которыми не стоило связываться, и ссоримся с теми, с кем не стоило ссориться. Вкладываемся в провальные проекты. Вовлекаемся в движения, от которых надо было с самого начала держаться подальше. Вредим своей репутации, своему здоровью, своим отношениям с другими людьми. Это, увы, часть нашей природы. Я неоднократно ошибался и ещё неоднократно ошибусь.
Людям свойственно держаться за однажды принятые ими решения, даже когда очевидно, что они ошиблись. Я столько потратил, потерпел и пострадал — неужели всё это зря? Здравый смысл подсказывает — да, зря. Ты ошибся, обманулся, поставил не на ту лошадь. Это бывает. Но гордость кричит — «Нет! Я всё сделал правильно!» — и здравый смысл уступает. Есть шутка про модницу, которая купила бантик, а потом ей пришлось купить сумку, туфли, платье, автомобиль и загородный дом, которые бы подходили к нему по цвету. Очень часто люди делают какую-то относительно небольшую и поправимую глупость, а потом обставляют её всё более и более дорогостоящими глупостями, которые должны к ней подходить — и её оправдывать.
Так, например, люди становятся членами культов. Чем дальше, тем более жутко начинает выглядеть самозваный гуру или пророк, но уже слишком много вложено, слишком много надежд и трудов, и так трудно отказаться.
Поэтому очень важный жизненный навык — это то, что в деловых кругах называют «минимизацией ущерба». Выход из ошибок с наименьшими потерями. И тут, ещё раз, очень важно признать, что ошибки и потери неизбежны. Но вот закапывания избежать можно - упавши в яму, перестать рыть дальше. Отойти от ссоры, замолчать. Перестать громко клясться в верности делу, которое оказалось ложным. При этом не обязательно публично посыпать голову пеплом — просто тихо отползти в сторону.
Принять тот факт, что люди ошибаются, и я ошибся. Подумать над тем, как это исправить. Восставить отношения — или, напротив, удалиться от людей недобрых и опасных. Извлечь уроки и жить дальше.
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема