Есть такая крылатая латинская фраза — errare humanum est, что значит - людям свойственно ошибаться. Не каким-то особенно плохим или глупым людям — людям вообще. Люди ошибаются, и это неизбежно. Мы связываемся с людьми, с которыми не стоило связываться, и ссоримся с теми, с кем не стоило ссориться. Вкладываемся в провальные проекты. Вовлекаемся в движения, от которых надо было с самого начала держаться подальше. Вредим своей репутации, своему здоровью, своим отношениям с другими людьми. Это, увы, часть нашей природы. Я неоднократно ошибался и ещё неоднократно ошибусь.
Людям свойственно держаться за однажды принятые ими решения, даже когда очевидно, что они ошиблись. Я столько потратил, потерпел и пострадал — неужели всё это зря? Здравый смысл подсказывает — да, зря. Ты ошибся, обманулся, поставил не на ту лошадь. Это бывает. Но гордость кричит — «Нет! Я всё сделал правильно!» — и здравый смысл уступает. Есть шутка про модницу, которая купила бантик, а потом ей пришлось купить сумку, туфли, платье, автомобиль и загородный дом, которые бы подходили к нему по цвету. Очень часто люди делают какую-то относительно небольшую и поправимую глупость, а потом обставляют её всё более и более дорогостоящими глупостями, которые должны к ней подходить — и её оправдывать.
Так, например, люди становятся членами культов. Чем дальше, тем более жутко начинает выглядеть самозваный гуру или пророк, но уже слишком много вложено, слишком много надежд и трудов, и так трудно отказаться.
Поэтому очень важный жизненный навык — это то, что в деловых кругах называют «минимизацией ущерба». Выход из ошибок с наименьшими потерями. И тут, ещё раз, очень важно признать, что ошибки и потери неизбежны. Но вот закапывания избежать можно - упавши в яму, перестать рыть дальше. Отойти от ссоры, замолчать. Перестать громко клясться в верности делу, которое оказалось ложным. При этом не обязательно публично посыпать голову пеплом — просто тихо отползти в сторону.
Принять тот факт, что люди ошибаются, и я ошибся. Подумать над тем, как это исправить. Восставить отношения — или, напротив, удалиться от людей недобрых и опасных. Извлечь уроки и жить дальше.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди