
Ему довелось объехать с проповедью Православия огромные просторы Восточной Сибири, рукоположить первого православного священника-японца, освятить первый православный храм на территории Соединённых Штатов Америки. Речь идёт о епископе Павле (Попове) — сподвижнике выдающегося миссионера святителя Иннокентия (Вениаминова).
Владыка Павел родился в Енисейске, и ему особенно отрадно было в тысяча восемьсот семидесятом году вернуться в родной город — чтобы служить епископом, «по правилам святых апостолов и отцов», как значилось в императорском указе. Возвращению на малую родину предшествовали десятилетия служения в Иркутске, Красноярске и Якутске, тысячи вёрст, проделанных по заснеженным просторам Восточной Сибири в миссионерских поездках.
До Енисейска преосвященный Павел добирался несколько месяцев через Америку и Европу. Во время проезда через Соединённые Штаты Америки епископ Павел в Сан-Франциско совершил освящение первой православной церкви в Северной Америке за пределами Аляски.
Прибыв в Енисейскую епархию, владыка Павел в числе приоритетных задач занялся проповедью Православия среди ещё не знавших Христа сибиряков, представителей коренных народов. В тысяча восемьсот семьдесят первом году его стараниями был образован местный комитет Православного миссионерского общества. В него вошёл Якутский и Енисейский губернатор Аполлон Лохвицкий, множество знатных горожан и купцов, благодаря чему за счёт пожертвований членов общества строились церкви и церковноприходские школы, основывались библиотеки, оказывалась поддержка миссионерам, издавалась духовная литература и учебники для детей. Особое внимание уделялось проповеди среди коренных народов Сибири — хакасов, долганов, эвенков и других, а также в отдалённых местностях — Туруханском крае, Минусинском и Ачинском уездах. Мало-помалу благодаря усилиям миссионеров уходили в прошлое языческие обычаи — многожёнство, почитание духов, кража невест. Велась и борьба с пьянством.
Епископ Павел в первый год своего служения на Енисейской кафедре совершил объезд сорока девяти приходов вплоть до полярного Туруханска. Он желал досконально знать свою епархию, общаться с паствой лицом к лицу. Святитель Иннокентий (Вениаминов) отмечал, что владыка Павел — «человек твёрдо благочестивый, строго исполнительный, неутомимо деятельный, невзыскательный, всегда и всем довольный, кроткий, уживчивый, и главное — любящий и умеющий беседовать с простыми людьми».
В тысяча восемьсот семьдесят пятом году преосвященный Павел вновь побывал за границей — на этот раз в Японии, где он рукоположил первых японских православных священнослужителей: иерея Павла Савабэ и диакона Иоанна Сакая. Как вспоминал иеромонах Николай (Касаткин) (будущий святитель Николай Японский), владыка Павел «был простой, смиренный, всем доступный, всякого готовый принять, всё выслушать, но при этом точный, исполнительный, благочестивый, молитвенный и вполне самоотверженный, живущий только для других».
Своё жизненное призвание епископ Павел (Попов) видел в продолжении трудов святителя Иннокентия Иркутского по просвещению Сибири. Имя владыки Павла занимает достойное место в ряду выдающихся православных просветителей этой суровой земли.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема