Ему довелось объехать с проповедью Православия огромные просторы Восточной Сибири, рукоположить первого православного священника-японца, освятить первый православный храм на территории Соединённых Штатов Америки. Речь идёт о епископе Павле (Попове) — сподвижнике выдающегося миссионера святителя Иннокентия (Вениаминова).
Владыка Павел родился в Енисейске, и ему особенно отрадно было в тысяча восемьсот семидесятом году вернуться в родной город — чтобы служить епископом, «по правилам святых апостолов и отцов», как значилось в императорском указе. Возвращению на малую родину предшествовали десятилетия служения в Иркутске, Красноярске и Якутске, тысячи вёрст, проделанных по заснеженным просторам Восточной Сибири в миссионерских поездках.
До Енисейска преосвященный Павел добирался несколько месяцев через Америку и Европу. Во время проезда через Соединённые Штаты Америки епископ Павел в Сан-Франциско совершил освящение первой православной церкви в Северной Америке за пределами Аляски.
Прибыв в Енисейскую епархию, владыка Павел в числе приоритетных задач занялся проповедью Православия среди ещё не знавших Христа сибиряков, представителей коренных народов. В тысяча восемьсот семьдесят первом году его стараниями был образован местный комитет Православного миссионерского общества. В него вошёл Якутский и Енисейский губернатор Аполлон Лохвицкий, множество знатных горожан и купцов, благодаря чему за счёт пожертвований членов общества строились церкви и церковноприходские школы, основывались библиотеки, оказывалась поддержка миссионерам, издавалась духовная литература и учебники для детей. Особое внимание уделялось проповеди среди коренных народов Сибири — хакасов, долганов, эвенков и других, а также в отдалённых местностях — Туруханском крае, Минусинском и Ачинском уездах. Мало-помалу благодаря усилиям миссионеров уходили в прошлое языческие обычаи — многожёнство, почитание духов, кража невест. Велась и борьба с пьянством.
Епископ Павел в первый год своего служения на Енисейской кафедре совершил объезд сорока девяти приходов вплоть до полярного Туруханска. Он желал досконально знать свою епархию, общаться с паствой лицом к лицу. Святитель Иннокентий (Вениаминов) отмечал, что владыка Павел — «человек твёрдо благочестивый, строго исполнительный, неутомимо деятельный, невзыскательный, всегда и всем довольный, кроткий, уживчивый, и главное — любящий и умеющий беседовать с простыми людьми».
В тысяча восемьсот семьдесят пятом году преосвященный Павел вновь побывал за границей — на этот раз в Японии, где он рукоположил первых японских православных священнослужителей: иерея Павла Савабэ и диакона Иоанна Сакая. Как вспоминал иеромонах Николай (Касаткин) (будущий святитель Николай Японский), владыка Павел «был простой, смиренный, всем доступный, всякого готовый принять, всё выслушать, но при этом точный, исполнительный, благочестивый, молитвенный и вполне самоотверженный, живущий только для других».
Своё жизненное призвание епископ Павел (Попов) видел в продолжении трудов святителя Иннокентия Иркутского по просвещению Сибири. Имя владыки Павла занимает достойное место в ряду выдающихся православных просветителей этой суровой земли.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»