
Ему довелось объехать с проповедью Православия огромные просторы Восточной Сибири, рукоположить первого православного священника-японца, освятить первый православный храм на территории Соединённых Штатов Америки. Речь идёт о епископе Павле (Попове) — сподвижнике выдающегося миссионера святителя Иннокентия (Вениаминова).
Владыка Павел родился в Енисейске, и ему особенно отрадно было в тысяча восемьсот семидесятом году вернуться в родной город — чтобы служить епископом, «по правилам святых апостолов и отцов», как значилось в императорском указе. Возвращению на малую родину предшествовали десятилетия служения в Иркутске, Красноярске и Якутске, тысячи вёрст, проделанных по заснеженным просторам Восточной Сибири в миссионерских поездках.
До Енисейска преосвященный Павел добирался несколько месяцев через Америку и Европу. Во время проезда через Соединённые Штаты Америки епископ Павел в Сан-Франциско совершил освящение первой православной церкви в Северной Америке за пределами Аляски.
Прибыв в Енисейскую епархию, владыка Павел в числе приоритетных задач занялся проповедью Православия среди ещё не знавших Христа сибиряков, представителей коренных народов. В тысяча восемьсот семьдесят первом году его стараниями был образован местный комитет Православного миссионерского общества. В него вошёл Якутский и Енисейский губернатор Аполлон Лохвицкий, множество знатных горожан и купцов, благодаря чему за счёт пожертвований членов общества строились церкви и церковноприходские школы, основывались библиотеки, оказывалась поддержка миссионерам, издавалась духовная литература и учебники для детей. Особое внимание уделялось проповеди среди коренных народов Сибири — хакасов, долганов, эвенков и других, а также в отдалённых местностях — Туруханском крае, Минусинском и Ачинском уездах. Мало-помалу благодаря усилиям миссионеров уходили в прошлое языческие обычаи — многожёнство, почитание духов, кража невест. Велась и борьба с пьянством.
Епископ Павел в первый год своего служения на Енисейской кафедре совершил объезд сорока девяти приходов вплоть до полярного Туруханска. Он желал досконально знать свою епархию, общаться с паствой лицом к лицу. Святитель Иннокентий (Вениаминов) отмечал, что владыка Павел — «человек твёрдо благочестивый, строго исполнительный, неутомимо деятельный, невзыскательный, всегда и всем довольный, кроткий, уживчивый, и главное — любящий и умеющий беседовать с простыми людьми».
В тысяча восемьсот семьдесят пятом году преосвященный Павел вновь побывал за границей — на этот раз в Японии, где он рукоположил первых японских православных священнослужителей: иерея Павла Савабэ и диакона Иоанна Сакая. Как вспоминал иеромонах Николай (Касаткин) (будущий святитель Николай Японский), владыка Павел «был простой, смиренный, всем доступный, всякого готовый принять, всё выслушать, но при этом точный, исполнительный, благочестивый, молитвенный и вполне самоотверженный, живущий только для других».
Своё жизненное призвание епископ Павел (Попов) видел в продолжении трудов святителя Иннокентия Иркутского по просвещению Сибири. Имя владыки Павла занимает достойное место в ряду выдающихся православных просветителей этой суровой земли.
Шоколадки с ароматом ладана. Ксения Хайсанова
«Надо всех любить, всех жалеть, за всех молится» — эти слова любил повторять иеродиакон из Оптиной пустыни. Илиодор (Гайриянц)
Отца Илиодора всегда было видно и слышно издалека. Его голос обычно доносился из центра небольшой толпы. Люди сбивались в стайку вокруг отца диакона, а он с широкой улыбкой что-то рассказывал, отвечал на вопросы, дарил гостинцы
Наша первая встреча с ним произошла так: примерно 8 лет назад, мы с папой шли в часовню к новомученикам, я тогда еще на коляске передвигалась, а отец Илиодор из этой часовни выходил.
О чем-то спросил папу, потом меня:
— Как тебя зовут?
— Ксения
— Подожди... — он достал из кармана рясы помянник, — Ксения. Запишу. Господь тебе поможет.
Убрал помянник в карман, а вынул оттуда маленькую шоколадку. Она насквозь пропиталась ароматом ладана.
— Держи, — протянул отец Илиодор с улыбкой.
Ещё помню, как в другой раз мы приехали с мамой в Оптину на день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Наша паломническая группа состояла из детей-инвалидов и их мам. Все мы проходили лечение в одном из санаториев Калужской области. Моя душа тогда ликовала. Я — в любимой Оптиной! И довелось приложиться к мощам святого Амвросия в день его праздника!
Мы вышли из храма и тут к нам стремительно подошел отец Илиодор. Он, видимо, собирался уезжать по делам, но, увидев группу детей, остановился.
— Детей надо накормить! — сказал отец диакон и велел нам идти в чайную. Сам отлучился, а потом вернулся с двумя большими пакетами. В них были шоколадки. Отец Илиодор вложил угощение в ладошку каждому из ребят.
— Жаль не могу побыть с Вами подольше, ждут — извинился наш знакомый и ушел так же быстро, как появился. На сердце у меня осталось много-много любви. Будто каждый из нас стал самым дорогим человеком на свете для этого доброго монаха.
Осенью 2020 года отец Илиодор попал в больницу. Многие, кто с ним общался, просили молитв. Казалось, здоровье у нашего доброго диакона — богатырское. Мощный, сильный, живой, всегда радостный!
26 октября 2020 года отец Илиодор преставился ко Господу. Когда я узнала, стало очень больно.
Я спрашивала сама себя: «Ксюша, ты чего? Так больно должно быть тем, кто близко знал отца Илиодора, а ты... Несколько встреч, несколько подаренных шоколадок, добрая улыбка — вот и всё что нас связывало».
Но я плакала и плакала, вспоминая, то улыбку, то голос, то его взгляд, то шоколадки... Спустя время скорбь сменилась тихой радостью о том, что отец Илиодор теперь с Господом, а еще о том, что Бог подарил мне эти несколько встреч. Ведь такие люди — настоящие светочи Христовы, и когда мы с ними хоть на мгновение соприкасаемся, не можем остаться прежними. Их доброе отношение меняет нас, открывая, что такое христианская любовь, к которой призван каждый из нас. Эти люди вдохновляют и нас на проявление любви к ближнему.
Теперь, когда я унываю, вспоминаю отца Илиодора Душевная тоска сразу рассеивается, становится радостно. Господи, дай и мне стяжать хоть немного той любви по отношению к близким, какую я чувствовала от этого доброго человека.
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение
27 октября. О пророчестве Христа о Себе Самом

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
О пророчестве Христа о Себе Самом — священник Родион Петриков.
В данных словах нам нужно обратить внимание на первое слово «должно». Оно указывает не на слепой рок, а на глубокий божественный замысел. Страдание Христа — это не случайная трагедия, а исполнение воли Божией, предсказанное ещё пророками.
Он должен быть отвергнут религиозными лидерами своего народа, теми, кто, казалось бы, больше всех должен был узнать в Нём Мессию. Это пророчество показывает нам две важные вещи. Во-первых, предельную честность Христа Спасителя. Он не обманывал учеников и не сулил им легкой жизни, а с самого начала открывал им всю горькую и божественную правду о Своей миссии.
Во-вторых, оно открывает природу нашего спасения. Спасение пришло не через триумфальную силу сверхчеловека и сверхпобедителя, а через добровольное страдание истинного Бога и истинного человека, через Его отвержение, смерть, побеждённую Его воскресением.
Так, любая наша надежда должна корениться именно вот в этом «должно», в том, что путь через крест ведёт к жизни вечной.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 октября. О довольствовании тем, что имеем

В 4-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть».
О довольствовании тем, что имеем, — священник Николай Дубинин.
В Послании к филиппийцам апостол Павел пишет очень драматичные вещи, очень сердечные. Он говорит: «Братья, вы обо мне заботились, да и я сам научился быть довольным всем тем, что у меня есть. Я умею жить в скудости, — он говорит, — умею жить в изобилии. И научился всему, чтобы насыщаться и терпеть голод, быть и в изобилии, и в недостатке».
Вот эта универсальность и способность Бога благодарить за всё, что есть, она должна быть приличной каждому христианину. Нельзя быть добрым христианином только тогда, когда у тебя всё хорошо.
Иногда от нас требуется подвиг — благодарить Бога и со смирением принимать и скорби, и недостатки, и тесноту, которая выпадает нам в жизни.
Именно это и есть существенный подвиг настоящей христианской жизни — оставаться Богу благодарными за всё: и за хорошее, и за те испытания, которые выпадают нам в жизни. Этим и проверяется наша подлинная вера и доверие Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема







