
В июле две тысячи пятнадцатого года на здании Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) была открыта мемориальная доска в память о выдающемся православном просветителе Сибири — епископе Якутском и Вилюйском Иакове (Домском). Именно владыка Иаков основал в тысяча восемьсот восемьдесят шестом году первую библиотеку в Якутске. «Книги, — писал он, — лучшие советники жизни, это сокровище мудрости, движущая сила».
Одной из главных заслуг преосвященного Иакова в Якутии как раз стало широкое распространение книжной культуры и школьного просвещения, причём в неразрывной связи с проповедью православной веры.
Епископ Иаков много лет преподавал в духовных семинариях Иркутска, Томска и Благовещенска, всюду оставив о себе память как о подвижнике, молитвеннике, талантливом учёном и педагоге. Возглавляя семинарию в Благовещенске, он многое сделал для пользы православных миссий в Японии и Китае. Труды архимандрита Иакова были отмечены орденами святой Анны и святого Владимира, а в тысяча восемьсот восемьдесят четвёртом году он был рукоположен во епископа Якутского и Вилюйского.
Владыка Иаков воспринимал своё служение как продолжение дела святых Кирилла и Мефодия. «Возвысив Россию просвещением, заимствованным у других народов, особенно у православных греков, — говорил епископ, — Господь поставил её светильником веры для прочих, преимущественно азиатских народов».
Чтобы лучше узнать свою паству, прежде всего якутов, преосвященный Иаков каждый год совершал длительные поездки по епархии, преодолев за пять лет около десяти тысяч километров. Подчас эти путешествия проходили в условиях сорокаградусного мороза. «Значительным препятствием служили, — писал якутский архиерей, — глубокие снега и метели». Во время объездов владыка порой видел весьма неприглядные картины: простой, даже нищенский быт местных жителей, антисанитарию, грубые нравы сосланных поселенцев, бедность приходов (в некоторых храмах даже не было стёкол в окнах).
«Я задумал помочь чем-либо этому народу, вымирающему целыми улусами от оспы и чахотки, — свидетельствовал епископ Иаков в своих очерках „Путешествие по Лене“. — Главною бедою простого народа я признал невежество». Владыку Иакова особенно огорчало, что многие священники не занимаются должным образом проповедью веры среди якутов, хотя почти всё духовенство знало якутский язык. Архиерей сделал соответствующие распоряжения, согласно которым полагалось учить якутов молитвам на их языке, заводить библиотеки при храмах, а также читать с прихожанами душеполезные поучения. Были приняты меры по ремонту храмов и улучшению быта духовенства.
Приходилось архиерею бороться и с некоторыми обычаями. Так, среди части якутов было принято рано заключать браки в юном возрасте, получая при этом выкуп (калым), после чего муж и жена продолжали несколько лет жить каждый у своих родителей. Часто это приводило к тому, что брак оставался фиктивным и разрушался. Архиерей ввёл строгое требование, чтобы после венчания муж сразу забирал жену в свой дом и был с ней неразлучно.
Всего пять лет до своей смерти в тысяча восемьсот восемьдесят девятом году довелось епископу Иакову служить в Якутии. За этот непродолжительный срок его трудами была возрождена Якутская семинария, открыта миссионерская школа и женское училище, восемнадцать церковно-приходских школ, начато издание «Якутских епархиальных ведомостей». Было построено шесть храмов.
В тысяча девятьсот девяносто девятом году при проведении работ на территории бывшего Спасского монастыря в Якутске были обнаружены нетленные останки епископа Якутского и Вилюйского Иакова — с крестом и Евангелием, свет которого он нёс своей якутской пастве.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.