
В июле две тысячи пятнадцатого года на здании Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) была открыта мемориальная доска в память о выдающемся православном просветителе Сибири — епископе Якутском и Вилюйском Иакове (Домском). Именно владыка Иаков основал в тысяча восемьсот восемьдесят шестом году первую библиотеку в Якутске. «Книги, — писал он, — лучшие советники жизни, это сокровище мудрости, движущая сила».
Одной из главных заслуг преосвященного Иакова в Якутии как раз стало широкое распространение книжной культуры и школьного просвещения, причём в неразрывной связи с проповедью православной веры.
Епископ Иаков много лет преподавал в духовных семинариях Иркутска, Томска и Благовещенска, всюду оставив о себе память как о подвижнике, молитвеннике, талантливом учёном и педагоге. Возглавляя семинарию в Благовещенске, он многое сделал для пользы православных миссий в Японии и Китае. Труды архимандрита Иакова были отмечены орденами святой Анны и святого Владимира, а в тысяча восемьсот восемьдесят четвёртом году он был рукоположен во епископа Якутского и Вилюйского.
Владыка Иаков воспринимал своё служение как продолжение дела святых Кирилла и Мефодия. «Возвысив Россию просвещением, заимствованным у других народов, особенно у православных греков, — говорил епископ, — Господь поставил её светильником веры для прочих, преимущественно азиатских народов».
Чтобы лучше узнать свою паству, прежде всего якутов, преосвященный Иаков каждый год совершал длительные поездки по епархии, преодолев за пять лет около десяти тысяч километров. Подчас эти путешествия проходили в условиях сорокаградусного мороза. «Значительным препятствием служили, — писал якутский архиерей, — глубокие снега и метели». Во время объездов владыка порой видел весьма неприглядные картины: простой, даже нищенский быт местных жителей, антисанитарию, грубые нравы сосланных поселенцев, бедность приходов (в некоторых храмах даже не было стёкол в окнах).
«Я задумал помочь чем-либо этому народу, вымирающему целыми улусами от оспы и чахотки, — свидетельствовал епископ Иаков в своих очерках „Путешествие по Лене“. — Главною бедою простого народа я признал невежество». Владыку Иакова особенно огорчало, что многие священники не занимаются должным образом проповедью веры среди якутов, хотя почти всё духовенство знало якутский язык. Архиерей сделал соответствующие распоряжения, согласно которым полагалось учить якутов молитвам на их языке, заводить библиотеки при храмах, а также читать с прихожанами душеполезные поучения. Были приняты меры по ремонту храмов и улучшению быта духовенства.
Приходилось архиерею бороться и с некоторыми обычаями. Так, среди части якутов было принято рано заключать браки в юном возрасте, получая при этом выкуп (калым), после чего муж и жена продолжали несколько лет жить каждый у своих родителей. Часто это приводило к тому, что брак оставался фиктивным и разрушался. Архиерей ввёл строгое требование, чтобы после венчания муж сразу забирал жену в свой дом и был с ней неразлучно.
Всего пять лет до своей смерти в тысяча восемьсот восемьдесят девятом году довелось епископу Иакову служить в Якутии. За этот непродолжительный срок его трудами была возрождена Якутская семинария, открыта миссионерская школа и женское училище, восемнадцать церковно-приходских школ, начато издание «Якутских епархиальных ведомостей». Было построено шесть храмов.
В тысяча девятьсот девяносто девятом году при проведении работ на территории бывшего Спасского монастыря в Якутске были обнаружены нетленные останки епископа Якутского и Вилюйского Иакова — с крестом и Евангелием, свет которого он нёс своей якутской пастве.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер