Пятнадцатого августа тысяча восемьсот двадцать первого года архимандрит Неофит (Докучаев-Платонов) в Казанском соборе Санкт-Петербурга был рукоположен во епископа Архангельского и Холмогорского. Новому архиерею доверили управление одной из самых обширных епархий Русской Православной Церкви.
В Архангельске он быстро заслужил любовь паствы, особенно своим проповедническим даром. «Во множестве жители стекаются внимать красноречию сего проповедника. — Свидетельствовал известный архангельский писатель тех лет Валериан Никонов. — Свободное выражение, обилие мыслей, мужество слога — суть отличительные черты в его проповедовании Слова Божия». Владыку Неофита даже прозвали «северным Златоустом».
Одной из главных забот епископа стала организация православной миссии среди народа ненцев, или самоедов, как их тогда называли. Летом тысяча восемьсот двадцать второго года он благословил на просветительскую поездку в ненецкую тундру священника Фёдора Истомина, который крестил сто пятнадцать местных жителей.
В переписке со Святейшим Синодом владыка Неофит обосновывал необходимость организации миссии среди ненцев. Его мысли совпадали с общим духом царствования императора Александра Первого, который был ревнителем христианского просвещения. «Все человеки по природе своей друг к другу близки. — Говорил епископ Неофит. — Единая премудрая благость Божия даровала нам бытие». Владыка знал о бедственном, подчас полурабском существовании многих ненцев, их неграмотности, и искренне желал исправить это.
Синод представил царю составленные епископом Неофитом «Правила обращения кочующих в Архангельской губернии самоедов».
Согласно документу, необходимо было заслужить доверие ненцев «кротостью и добродетелями, вникнуть в их образ жизни, открывать им свет Евангелия и крестить по довольном наставлении в вере». Предусматривалось обучение ненцев, включая детей, грамоте, а также борьба с пьянством и злоупотреблениями со стороны землевладельцев, которые держали ненцев в состоянии полной зависимости и нищеты. Были расписаны необходимые материальные затраты на нужды миссии. Велика же была радость архиерея, когда пятого августа тысяча восемьсот двадцать четвёртого года сам государь утвердил его предложения словами «Быть по сему».
Самоедскую миссию возглавил архимандрит Вениамин (Смирнов), ему помогал отец Фёдор Истомин и несколько мирян, включая православных ненцев-переводчиков. Двадцать девятого января тысяча восемьсот двадцать пятого года в Архангельске епископ Неофит совершил молебен с членами миссии, благословил их, после чего миссионеры отправились в Мезень, а затем в суровые ненецкие тундры. В течение первых месяцев были крещены несколько сотен ненцев, а всего за пять лет деятельности миссии было крещено свыше трёх тысяч человек — то есть большинство жителей этих мест.
Владыка Неофит отошёл ко Господу в июне тысяча восемьсот двадцать пятого года, в возрасте всего лишь сорока трёх лет. Он прожил недолгую, но яркую жизнь. Именно его усилиями была начата миссия среди ненцев.
Слава Божия, по убеждению епископа Неофита (Докучаева-Платонова), является не в громких делах, а, как он говорил, «в тихом и сладостном благовестии слова Божия». Это и было смыслом жизни замечательного архангельского архипастыря.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер