
У святителя Тихона Задонского есть замечательные слова: «Блажен человек, которому защита — Бог! Вот истинное счастье, которого ни огонь, ни вода, ни тюрьма, ни ссылка, ни плен, ни хитрость, ни злоба человеческая, ни смерть отнять не может». Православный святой, по сути, даёт очень простой и ясный ответ на один из вечных вопросов человечества. Во все времена философы, писатели, поэты мучительно искали формулу счастья. А она, между тем, давно уже была открыта — в Евангелии. Христианские святые и подвижники точно знали, как стать счастливыми. Последовать их мудрым советам приглашает нас Елена Носкова — автор-составитель сборника «Верь и не грусти! Проверенные рецепты счастья».
В книге нас ждут жизнеутверждающие, светлые, позитивные и добрые наставления на все случаи жизни: проповеди и поучения отцов Церкви, притчи, стихи, непридуманные рассказы. О принципах жизни, следуя которым мы сможем достичь покоя и душевного равновесия, нам расскажут святитель Иоанн Златоуст, преподобный Ефрем Сирин, преподобный Паисий Святогорец, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архиепископ Иоанн (Шаховской) и многие другие праведники и подвижники, чей духовный авторитет несомненен.
Вот, к примеру, что говорит о счастье святитель Феофан Затворник. Он пишет: «Счастьем привыкли называть нечто внешнее... Но оно не во вне, а в нас, в состоянии духа». Эту мысль продолжает преподобный Порфирий Кавсокаливит. Почти всю свою жизнь известный афонский старец тяжело болел. Но никогда при этом не унывал. Как-то раз одна женщина спросила его, почему он радуется, ведь его здоровье серьезно ухудшилось. Старец Порфирий отвечал ей: «Я болен, но я счастлив. Читай Священное Писание, ходи в церковь, причащайся Святых Тайн, — одним словом будь доброй христианкой. Тогда и ты найдешь то счастье, которое ищешь. Когда немного приблизишься ко Христу, обретешь радость в своей жизни».
Ещё одним проверенным рецептом счастья на страницах книги «Верь и не грусти!» поделится с нами доктор Фёдор Петрович Гааз. Знаменитый благотворитель 19 века, девизом которого стали слова «Спешите делать добро!». Настоящим счастьем он считал жизнь ради других. В письме к своему крестнику Николаю Норшину он писал: «Самый верный путь к счастью — не в желании самому быть счастливым, а в том, чтобы делать других счастливыми. Внимать нуждам людей, заботиться о них, помогая советом и делом, — словом, любить их. Добрые дела доставляют радость, вселяют в душу покой и заставляют забыть печали и тревоги».
Пусть после прочтения этой книги одним счастливым человеком на свете станет больше — такое пожелание есть в предисловии от издателей. Сборник с оптимистичным названием «Верь и не грусти!» действительно вдохновляет, дарит надежду и душевные силы, чтобы воплотить проверенные рецепты счастья в жизнь.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер