
«Мама спит, она устала \ Ну, и я играть не стала. \ Я волчка не завожу \ А уселась, и сижу», — кто из нас не знает этих строчек, родом из детства? Их автор — поэтесса Елена Александровна Благинина. Всю жизнь она писала стихи для детей, которые с удовольствием читали и взрослые. Многие её тексты, прочтя однажды, запоминаешь надолго. Они кажутся очень простыми, но глубоко трогают сердце и душу. Об этом свойстве творчества Елены Благининой однажды замечательно высказался её коллега и друг, писатель Вениамин Каверин. «Каждая строчка её прекрасной поэзии светится радостью жизни, счастьем существования», — писал он.
Первые поэтические строки родились у Елены Благининой, когда ей было восемь лет. Тот творческий опыт не сохранился. Но поэтесса говорила, что стихи были о её родном селе Яковлево на Орловщине. Там прошло детство Благининой. Елена Александровна с теплом рассказывала о том времени. «Юность моя утопала в садах и колокольном звоне», — писала она. Вспоминала деда — дьякона сельского храма. Юная Лена и сама пела в церковном хоре. На всю жизнь остался в её сердце огонёк веры, зажжённый в детстве. Близкие поэтессы говорили, что даже в советское время она отмечала православные праздники и по возможности бывала в храме. Поэтический дар, как считала Елена Благинина, передался ей от матери, Неонилы Михайловны, которая была мастерицей сочинять частушки. От неё же Елена Александровна переняла и душевную доброту: в доме Благининых никогда не отказывали нуждающемуся человеку в куске хлеба или ночлеге.
В 1921 году Елена дебютировала на страницах альманаха курского Союза поэтов. Стихотворение «Девочка с картинкой» заметил маститый литератор Всеволод Рождественский. Он похвалил молодую поэтессу за простоту и выразительность. И начался путь Елены Благининой в большой литературе. В 30-е годы она была одним из постоянных авторов знаменитого детского журнала «Мурзилка», печаталась и в главной советской газете для детей и юношества — «Пионерской правде». Одна за другой выходили книги, названия которых и сегодня, пожалуй, знакомы многим: «Не мешайте мне трудиться», «Вот какая мама», «Посидим в тишине». Время, свободное от творчества, Елена Александровна тоже посвящала детям — выступала в Домах пионеров, школах, библиотеках, детских садах, и детских домах. Литературовед Евгения Александровна Таратута неоднократно бывала на этих выступлениях поэтессы. Она вспоминала, с какой радостью ребята слушали стихи Благининой — о том, что было близко и дорого каждому из них: про ветер, дождик, радугу, про берёзки, про яблоки и сад. Рассказывала, как в страшном 1937-м году, в разгар сталинских репрессий, Елена Александровна не побоялась приютить её у себя. А ведь это было крайне рискованно: родителей Таратуты объявили неблагонадёжными и выслали из Москвы.
Во время Великой Отечественной Елена Благинина своим творчеством поддерживала боевой дух красноармейцев. Она написала несколько пьес для фронтового кукольного театра. Поэтесса говорила, что трудилась тогда для бойцов с особой радостной энергией. Этого потока радости, который Елена Александровна щедро несла людям, не смогла отнять ни война, ни арест мужа, ни тяжёлая болезнь, ни безденежье. В письме к своему другу, литератору Генриху Эйхлеру, Елена Александровна писала: «Уверяю вас, всё горькое в нашей жизни полно смысла. Главное — равновесие душевное, а остальное приложится». И она, действительно, всюду умела разглядеть чудо: в каждом дне и времени года, в каждой веточке и травинке, в домашних хлопотах и заботах, в каждой профессии и ремесле. И помогала другим видеть мир ярким и светлым.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
3 мая. О жизни и трудах Дмитрия Языкова

Сегодня 3 мая. В этот день в 1850 году родился библиограф и литературовед Дмитрий Языков.
О его жизни и трудах — протоиерей Игорь Филяновский.
Дмитрий Дмитриевич Языков родился в семье московского протоирея Дмитрия Ивановича Языкова в 1850 году. Окончив Московскую Семинарию, он поступил на историко-филологический факультет Московского Университета. Дмитрий Языков читал лекции на педагогических курсах. А с 1896 по 1908 годы Языков возглавлял библиотеку Московского Университета. Библиотека Императорского Московского Университета была основана в 1755 году одновременно с Университетом. Период управления библиотекой Дмитрия Языкова совпал с переездом ее во вновь возведенное здание по проекту архитектора Быковского. Этот проект органично вписался в архитектуру Старой Москвы. Закругленный угол строения перекликался с силуэтом церковного флигеля. Округлый читальный зал был спроектирован под влиянием формы читального зала Британского музея. Сотрудниками библиотеки Университета была проделана колоссальная работа по перемещению в новое здание 300 тысяч томов литературы. Было написано 8 тысяч каталожных карточек. За разбор библиотечных фондов Языков получил благодарность министра народного просвещения. Главный библиографический труд Языкова — это фундаментальное по своему охвату издание «Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц». Благодаря этому труду Дмитрий Языков заслужил репутацию великого библиографа земли русской.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 мая. О личности и трудах Александра Бенуа

Сегодня 3 мая. В этот день в 1870 году родился русский художник и искусствовед Александр Бенуа.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Один из шедевров Александра Бенуа — серия иллюстраций к поэме Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник». Очень много сил Александр Бенуа отдает русским сезонам в Париже и Отечественному театру, разрабатывает костюмы, декорации. При этом, что интересно для наших радиослушателей, он был глубоко религиозным человеком вместе со своей супругой Анной. Он католик, она принадлежала к протестантизму, но под влиянием романов Фёдора Михайловича Достоевского, и не столько романов, сколько мировоззрений писателя, оба они принимают православие и не проводят ни одного воскресения вне богослужения, вне литургии. Характерно, Александр Бенуа был одним из инициаторов религиозно-философских собраний, которые проходили в начале XX столетия под руководством будущего Патриарха Сергия (Страгородского). Если бы не диктатура большевизма, супруги Бенуа оставались бы в Советской России, но когда в 1926 году создавалась угроза для их жизни, они эмигрировали в Париж, во Францию, но не забыли родины — молились, тосковали, творили. И в 1960 году художник почил, а после себя оставил огромное творческое наследие, которое, безусловно, характеризует расцвет культуры России на переломе двух тысячелетий, а имя Александра Бенуа вписано и в книгу «Жизнь у Господа», и в золотую книгу деятелей отечественной культуры XX века.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 мая. Об истории духовных печатных изданий

Сегодня 3 мая. Всемирный день свободы печати.
Об истории духовных печатных изданий — протоиерей Андрей Ефанов.
В моей памяти ярко отложились времена, когда в советский период каждый листок, содержащий хоть какую-то информацию о православии, тщательно переписывался и бережно сохранялся. От прабабушки мне достались две такие толстые, как их тогда называли, общие тетради, которые я заучил наизусть. Потом наступили иные времена, и возникла другая проблема. В 90-е годы XX века многочисленные издательства без всякой цензуры или самоцензуры стали издавать духовную литературу подчас совершенно апокрифического и даже языческого характера. Потребовалось ввести грифование от издательского совета Русской Православной Церкви, всей распространяемой на приходах литературы, что навело определенный порядок. Но тут на фоне распространения сети интернет начался спад на востребованность печатных изданий. Что нас ожидает в будущем? Мне кажется, что печатная литература отстоит свое право на существование. Что до ее качества, то тут все зависит от нашей внутренней духовной культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема