Екатерина Иванова. «По обе стороны вымысла» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Екатерина Иванова. «По обе стороны вымысла»

* Поделиться

В широком сознании литературную критику принято считать чем-то вроде «приложения» к художественной литературе. Между тем, опытные писатели знают, что одарённый критик, это — отзывчивый, думающий читатель, иногда видящий в авторском сочинении и то, о чём не догадывается его создатель.

Он как бы соработник писателю. Но таких критиков — немного.

Особенно интересно, добавлю от себя, если о литературе талантливо размышляет христианин, тот, кому важен не только душевный, но и духовный мир писателя.

Живущая в приволжском Саратове филолог Екатерина Иванова выпустила сборник критических статей под названием «По обе стороны вымысла». Читая, я сразу заметил, как горячо волнует критика — отношение писателя к своим героям. Через это отношение Иванова пытается разглядеть и личность самого автора, пробует, так сказать, встретиться с его «внутренним человеком». Критик может передать нам своё волнение в особой, тревожно-вопросительной интонации, — разбирая, например, сборник искусных рассказов прозаика Марины Вишневецкой:

«За всеми метаморфозами авторского стиля хочется увидеть автора. Понять, есть ли какой-то сверхсмысл в том, что все эти истории были рассказаны, показаны, услышаны?... И вдруг обожжет мысль: а что, если единственным общим знаменателем „вишневецких“ рассказов является бесконечная пластичность литературного текста, его неисчерпаемая литературность, способность автора мимикрировать под любой опыт, служить мембраной для любого послания?

„Не хочу, чтобы так...“ — скажу словами одной из героинь.

Я думаю, что общий знаменатель этих, таких разных, текстов — не что иное, как опыт соприкосновения с иным, „Опыт иного“: так называется и один из рассказов этого сборника...

Чтобы быть собеседником, нужно сначала просто и подлинно быть...»

Отрывок из статьи Екатерины Ивановой «Столкновение с Иным: „Опыты“ Марины Вишневецкой» нам читала Елена Топникова.

В сборник, названный «По обе стороны вымысла» вошло двадцать шесть литературно-критических текстов и все они пронизаны собственным, выстраданным отношением к внутреннему миру писателя и к его творениям. Вот, как в случае с откликом Екатерины — на книгу статей и эссе поэта Игоря Меламеда, — которого мне посчастливилось знать. Его стихи звучат и в нашей программе «Рифмы жизни».

«...Можно сказать, что Игорь Меламед был рыцарем христианских ценностей и утверждал их с бескомпромиссной прямотой. Эта прямота и составляла неповторимый тембр его голоса, необыкновенную убедительность (для одних) и возмутительность (для других) его высказываний. Его слова можно или принять целиком, или — так же целиком — отвергнуть.

Не буду скрывать, что я отношусь к первой категории его читателей, — читателей, принимающих целиком и исходные мировоззренческие христианские предпосылки, и выводы из них.

В критике утвердилось мнение упрощенное, да и просто ошибочное о том, что благодатная природа поэтического творчества в понимании Меламеда означает отказ от индивидуальности и примитивизацию. Однако совершенно очевидно, что классическая ясность в его понимании отнюдь не отказ от индивидуальности, но преображение стиля, то есть, совсем напротив, высшее проявление потенциала творца».

Замечательны прозвучавшие выше слова критика: «Не буду скрывать», — не правда ли? ...Пользуясь случаем, порадуюсь, что первое художественное сочинение Екатерины Ивановой, роман «Трибунал», признано в 2018 году — лучшим в конкурсе Издательского совета Русской Православной Церкви.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем