В наши дни мало кто не знает английского писателя Джона Толкина, автора книги «Властелин колец». И мало кого из читавших его произведения оставила равнодушным история любви эльфийской принцессы Лютиэн и Берена, обычного человека. Возможно, рассказ о трудностях, которые встретили книжные персонажи, трогает именно потому, что их прообразами послужили живые люди. Сам Толкин в своих книгах перевоплотился в сурового воина Берена, который ради любви готов на любой подвиг, а жена писателя Эдит стала прекрасной эльфийкой, которая ради возлюбленного отказывается от сказочно длинной жизни.
Они встретились, когда Джону Толкину исполнилось шестнадцать, а Эдит Бретт – девятнадцать. Оба были бедными сиротами, и обоих связывали обязанности перед опекунами. Джон должен был поступить в Оксфорд, Эдит – выйти замуж за человека, которого ей выберут родственники. Однако их объединяло прежде всего не сходство внешних жизненных обстоятельств, они подружились, найдя друг в друге родственные души.
Джон с первого взгляда влюбился в девушку «с длинными, тёмными волосами, глазами, как звёзды, и мелодичным голосом». Но завоевать Эдит было непросто. Она была старше на целых три года – в молодости это кажется невероятным препятствием. А ещё она мечтала о карьере пианистки, которая по представлениям тех лет была несовместима с жизнью семейной, добропорядочной женщины. Джон не сдавался, и скоро они признались друг другу, что могут жить только вместе…
Опекун Толкина, католический священник Френсис Морган, узнав о тайных встречах Джона с девушкой-сиротой без определённого будущего, пришёл в ужас. Эдит казалась ему авантюристкой, которая решила обольстить невинного юношу. Опекун запретил Джону не только видеться с ней, но даже вести переписку. Родственники Эдит тоже не обрадовались выбору своей воспитанницы. По их мнению, Джон был чересчур молод и не подходил на роль хорошего мужа.
Переживая разлуку с любимой, Толкин провалил первые экзамены в Оксфорд, чем рассердил опекуна. Тогда Френсис Морган поставил перед подопечным жёсткое условие: Джон должен был поступить в университет и не писать Эдит ни строчки до своего совершеннолетия, то есть до двадцати одного года. Юноша был вынужден пообещать, что так и будет. Но, не желая так просто сдаваться, он подолгу стоял на улице, где могла пройти Эдит.
Скоро их разделило огромное расстояние – Бретт отправили в другой город к дальней родственнице. Целых три года Джон не знал, что с ней, как у неё здоровье, не вышла ли она замуж. Но не было ни минуты, чтобы он не думал о ней. В тот же день, как ему исполнился двадцать один год, он написал любимой письмо. Эдит была уверена, что юный поклонник давно забыл о ней, и поэтому сильно удивилась, когда наконец-то получила от него весточку. И засомневалась – не обман ли это? Кто знает, как за три года изменился тот мальчик, которого она помнила?
Получив ответное письмо, Джон понял, что через переписку ничего не решить. Поэтому уже через неделю после совершеннолетия он поехал к Бретт и предложил ей руку и сердце. Девушка, в душе которой до сих пор горела любовь, не отказала ему.
Но их злоключения ещё не закончились. Эдит принадлежала к англиканской церкви, а Джон – к католической. Представители этих двух конфессий плохо ладили между собой, и родственники Эдит разорвали с ней все отношения, как только она объявила, что выходит замуж за католика. Девушку это не сломило. Однажды она уже отказалась от карьеры пианистки ради любви, и теперь снова выбрала любовь и семью.
Пара смогла пожениться только в 1916 году, за несколько месяцев до того, как Джона отправили на фронт. Он пережил страшную битву на реке Сомме и вернулся домой, к жене, как только закончились боевые действия.
С тех пор жизнь супругов потекла спокойно и счастливо. Супруги не расставались до старости, пока не умерла Эдит. Они ценили каждое мгновение, проведённое вместе. А Джон Толкин описал переживания своей юности в истории о Берене и Лютиэн, которая заставляет сжиматься сердца читателей уже много лет подряд.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер