
фото: Ludemeula Fernandes/Unsplash
Если под самое Рождество вам за неуплату вдруг отключили отопление и электричество, и единственный ваш шанс не замёрзнуть — это переселиться из квартиры в ночлежку для бездомных, вряд ли настроение у вас будет праздничным. Кажется, как раз такое Рождество предстояло парню из Лондона по имени Джеймс Боуэн. Сегодня он известен во всём мире своими книгами-бестселлерами про кота Боба. Но тогда Джеймс переживал не лучшие времена. Он боролся с наркотической зависимостью. Кроме того, парень был простым уличным музыкантом, зарабатывающим гроши́ и порой не знающим, сможет ли он поесть или останется голодным. Не знал он об этом и в канун того самого Рождества, когда выходил из холодной квартиры в такой же холодный и пасмурный лондонский день, чтобы заработать хоть немного денег. Да и вообще, не очень-то он понимал, что же такого особенного в этом празднике. Почувствовать настоящую рождественскую радость Джеймсу помог... конечно же, его верный кот Боб! Об этом Боуэн рассказывает в своей книге про пушистого четвероногого друга, которая называется «Подарок от кота Боба. Как уличный кот помог человеку полюбить Рождество».
Когда-то автор нашёл Боба у себя в подъезде. Приютил рыжего кота, стал заботиться о нём. Присутствие в жизни Джеймса существа, за которое он несёт ответственность, помогло молодому человеку избавиться от наркотической зависимости. Жизнь уличного музыканта стала постепенно меняться. А кот повсюду сопровождал своего хозяина. Вместе они выступали возле станции метро Пикадилли, а позже, когда из музыканта Джеймс переквалифицировался в продавца газет, Боб каждое утро выходил на работу вместе с ним.
Обо всём этом автор книги «Подарок от кота Боба. Как уличный кот помог человеку полюбить Рождество» пишет таким простым языком, что кажется, будто вы рядом с ним сидите в какой-нибудь уютной лондонской кофейне и задушевно беседуете, а где-то рядом довольно мурлычет сам главный герой книги. И всё, о чём рассказывает Джеймс, отчётливо встаёт перед глазами: свинцовое зимнее небо Лондона, паренёк с пачкой журналов в руках возле метро и большой рыжий кот, который сидит рядом с ним, и словно безмолвно подбадривает своего хозяина.
И так радостно становится за героев, когда читаешь о том, что люди, оказывается, запомнили их и каждый день ждали их появления! Простые лондонцы от души полюбили кота Боба и приготовили ему рождественские подарки. Накануне Рождества Джеймс и его кот получили от прохожих целую дюжину открыток, и в каждую из них было вложено немного денег. В общей сложности их хватило на то, чтобы оплатить счета и устроить дома настоящий праздник. Джеймс Боуэн искренне и с волнением пишет о том, как от спонтанных проявлений доброты его переполнило чувство огромной благодарности к людям, и он подумал, что Рождество — прекрасный повод, чтобы начать помогать другим.
Собственно, этим автор книги и занимается с тех самых пор. Они с Бобом собирают на своих уличных выступлениях деньги, чтобы помогать людям. И такую возможность Джеймс Боуэн считает самым главным подарком от своего кота Боба.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема