Под номером 18 на улице Пречистенке в Москве стоит скромный двухэтажный особняк с мезонином. Этот восстановленный в 1994 году дом принадлежал Дмитрию и Елизавете Яньковым, обычной дворянской чете первой половины девятнадцатого века, жизнь которой была удивительным примером семейного благополучия и счастья.
В 1789 году молодой дворянин, выпускник Шляхетского корпуса, подпоручик Дмитрий Александрович Яньков сватался к своей дальней родственнице Елизавете Римской-Корсаковой. Девушке очень понравился этот добрый и приятный молодой человек. А вот отец Елизаветы Пётр Михайлович дал положительный ответ далеко не сразу. Дмитрий трижды просил его благословения и трижды Пётр Михайлович отказывал, ссылаясь на молодость невесты. Только в конце мая 1793 года молодые люди услышали желанные слова отца: «Ведь какой упрямец, четвёртый раз сватается и добился своего! Ну, Елизавета, верно, тебе написано на роду, что тебе быть за Яньковым». Дмитрий и Елизавета обвенчались 5 июня 1793 года в московском храме пророка Илии в Обыденском переулке.
Молодая семья была хорошо обеспечена. Помимо собственного дома в Москве Яньковы владели имениями в Московской, Тульской и Тамбовской губерниях. А вот душевный климат наладился не сразу. Старшая сестра Дмитрия Анна Александровна, которая после смерти родителей заменяла ему мать, была властной женщиной и не раз конфликтовала с невесткой. «Много вытерпела я от неё неприятностей, — вспоминала Елизавета Петровна, — я была молода, вспыльчива и она тоже не очень терпеливого десятка, а муж очень добр и сдержан. Дмитрий Александрович жалел меня и любил, но и старшую сестру уважал, а потому, при наших с ней размолвках, всегда бывал, как между двух огней», — сетовала Елизавета Янькова. Проблема решилась только после того, как Дмитрий купил для сестры дом неподалёку.
В 1800 году Дмитрий Александрович вышел в отставку в чине поручика и сосредоточился на воспитании детей, которых у Яньковых было семеро, и на обустройстве имений. Вместе с супругой они решали, какие хозяйственные постройки нуждаются в обновлении, обдумывали, как наладить отношения с соседями, обсуждали, что делать с избытками урожая или как помочь крестьянам в неурожайные годы. Яньковы были набожны. Каждый год они совершали паломничества в знаменитые обители и особенно любили Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, настоятелем которого был архимандрит Тимофей, духовный сын святого Тихона Задонского.
В сентябре 1812 года, когда наполеоновская армия приближалась к Москве, Елизавета была вынуждена ухать с детьми в родовую усадьбу Яньковых Елизаветино под Тамбовом, а Дмитрий остался в городе, чтобы участвовать в организации народного ополчения и снабжения армии. Почтовое сообщение осенью почти не действовало, и связь между супругами прервалась. Елизавета Петровна молилась о том, чтобы муж остался жив. И её молитвы были услышаны. В день праздника Покрова пришло письмо от Дмитрия Александровича. «Когда мне подали письмо, — вспоминала Елизавета, — и я увидела его почерк, тут я только поверила, что Господь помиловал нас от самой великой для нас печали».
Яньковы прожили вместе двадцать шесть лет. О событиях их семейной жизни мы знаем из воспоминаний Елизаветы Петровны. Они были записаны её внуком архимандритом Пименом (Благово) и вышли в 1885 году под заголовком «Рассказы бабушки». Мемуары Яньковой наполнены очарованием размеренного дворянского быта, семейным счастьем и любовью.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица