Под номером 18 на улице Пречистенке в Москве стоит скромный двухэтажный особняк с мезонином. Этот восстановленный в 1994 году дом принадлежал Дмитрию и Елизавете Яньковым, обычной дворянской чете первой половины девятнадцатого века, жизнь которой была удивительным примером семейного благополучия и счастья.
В 1789 году молодой дворянин, выпускник Шляхетского корпуса, подпоручик Дмитрий Александрович Яньков сватался к своей дальней родственнице Елизавете Римской-Корсаковой. Девушке очень понравился этот добрый и приятный молодой человек. А вот отец Елизаветы Пётр Михайлович дал положительный ответ далеко не сразу. Дмитрий трижды просил его благословения и трижды Пётр Михайлович отказывал, ссылаясь на молодость невесты. Только в конце мая 1793 года молодые люди услышали желанные слова отца: «Ведь какой упрямец, четвёртый раз сватается и добился своего! Ну, Елизавета, верно, тебе написано на роду, что тебе быть за Яньковым». Дмитрий и Елизавета обвенчались 5 июня 1793 года в московском храме пророка Илии в Обыденском переулке.
Молодая семья была хорошо обеспечена. Помимо собственного дома в Москве Яньковы владели имениями в Московской, Тульской и Тамбовской губерниях. А вот душевный климат наладился не сразу. Старшая сестра Дмитрия Анна Александровна, которая после смерти родителей заменяла ему мать, была властной женщиной и не раз конфликтовала с невесткой. «Много вытерпела я от неё неприятностей, — вспоминала Елизавета Петровна, — я была молода, вспыльчива и она тоже не очень терпеливого десятка, а муж очень добр и сдержан. Дмитрий Александрович жалел меня и любил, но и старшую сестру уважал, а потому, при наших с ней размолвках, всегда бывал, как между двух огней», — сетовала Елизавета Янькова. Проблема решилась только после того, как Дмитрий купил для сестры дом неподалёку.
В 1800 году Дмитрий Александрович вышел в отставку в чине поручика и сосредоточился на воспитании детей, которых у Яньковых было семеро, и на обустройстве имений. Вместе с супругой они решали, какие хозяйственные постройки нуждаются в обновлении, обдумывали, как наладить отношения с соседями, обсуждали, что делать с избытками урожая или как помочь крестьянам в неурожайные годы. Яньковы были набожны. Каждый год они совершали паломничества в знаменитые обители и особенно любили Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, настоятелем которого был архимандрит Тимофей, духовный сын святого Тихона Задонского.
В сентябре 1812 года, когда наполеоновская армия приближалась к Москве, Елизавета была вынуждена ухать с детьми в родовую усадьбу Яньковых Елизаветино под Тамбовом, а Дмитрий остался в городе, чтобы участвовать в организации народного ополчения и снабжения армии. Почтовое сообщение осенью почти не действовало, и связь между супругами прервалась. Елизавета Петровна молилась о том, чтобы муж остался жив. И её молитвы были услышаны. В день праздника Покрова пришло письмо от Дмитрия Александровича. «Когда мне подали письмо, — вспоминала Елизавета, — и я увидела его почерк, тут я только поверила, что Господь помиловал нас от самой великой для нас печали».
Яньковы прожили вместе двадцать шесть лет. О событиях их семейной жизни мы знаем из воспоминаний Елизаветы Петровны. Они были записаны её внуком архимандритом Пименом (Благово) и вышли в 1885 году под заголовком «Рассказы бабушки». Мемуары Яньковой наполнены очарованием размеренного дворянского быта, семейным счастьем и любовью.
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 282 зач., II, 1-7.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам, дорогие друзья, задумываться над тем, а почему Церковь даже во времена безбожных гонений, всё равно продолжала на каждом богослужении молиться за существующие власти? Разве это не было «капитуляцией» перед богоборческим режимом?
Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из 2-й главы первого послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 2.
1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,
2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте,
3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,
4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство,
7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом, истину говорю во Христе, не лгу, учителем язычников в вере и истине.
Как мы видим, для апостола Павла — который, отметим, жил вовсе не в православно-ориентированном государстве — власть как таковая и её носители имели особое значение. Более того: молитва о «власть предержащих» для него — залог «тихой и безмятежной жизни».
Вот что пишет о природе власти святой 5-го века, Исидор Пелусиотский — который, кстати, был учеником святителя Иоанна Златоуста: «То, что у людей есть начальства, и одни начальствуют, другие живут под начальством, происходит не просто и не случайно, чтобы народы, подобно волнам, увлекались туда и сюда, но, по словам св. Павла, это есть дело Божией премудрости. Равноправие обыкновенно возжигает войну, и Бог не попустил быть народоправлению, но установил царскую власть, а потом за нею и многие начальства. Какие же, спросишь? Начальника и подначального, мужа и жену, отца и сына, старца и юношу, господина и раба, учителя и ученика». Как мы видим, святой Исидор подчёркивает, что принцип единоначалия вложен самим Богом в устройство общества и именно этот принцип придаёт обществу устойчивость.
Но вот что очень интересно — далее Исидор предлагает посмотреть не на человеческое общество, а на животный мир: «Даже и у бессловесных животных можно видеть подобное. Поручители в этом — пчёлы, которые подчинены царской власти, журавли и стада диких овец... И (в море) многие породы рыб имеют одного правителя и вождя, посему осуществляют дальние переселения. Ибо безначалие везде всего ужаснее и бывает причиною замешательства и беспорядка. Посему, и в теле, хотя оно есть нечто единое, не всё имеет равное достоинство, но одни члены начальствуют, а другие подначальны. Потому мы вправе сказать, что ... власть... установлена Богом, чтобы общество не пришло в неустройство».
А что же будет следствием отказа от молитвы за власть? Только одно: попытка утвердить себя самого в качестве источника власти. Другими словами, это своеобразный бунт и отказ видеть в лице власть имущих проявление действия Промысла Божия. Ведь молитва за власть — не тождественно полному и безоговорочному соглашению со всем, что данная власть совершает! Если христианам заповедано прежде всего молиться за своих врагов — то на каком же основании молитва за власть имущих должна быть исключена?..
Хотелось бы призвать, дорогие друзья, всех к искренней молитве о тех, на чьих плечах сегодня находится груз принятия ответственных решений, — и безотносительно к личностям, пусть Господь Бог их умудрит, укрепит и просветит светом Своей Истины, чтобы и нам, и нашим детям выпало «мирное и безмятежное жительство во всяком благочестии и чистоте!»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Активные коляски для особенных детей
8-летняя Серафима не может ходить. Виной тому двигательные нарушения. Долгое время девочка полностью зависела от помощи близких и все её перемещения были довольно ограниченными. Взять самой со стола чашку, поиграть с друзьями во дворе или в школе на переменке — всё это Серафиме было недоступно, пока в её жизни не появилась активная инвалидная коляска. Она лёгкая и удобная в управлении, разработана специально для особенных детей.
Эту дорогостоящую коляску семье Серафимы помог приобрести благотворительный фонд «Игра». Класс, в котором учится девочка, также поддержал сбор на технику для движения. И теперь Серафима свободно перемещается по школе или на улице, общается с ребятами и активно проживает детство.
Недавно родители одноклассников Серафимы вновь решили поучаствовать в добром деле — поддержать фонд «Игра» и его подопечных. «Мы хотим, чтобы те ребята, кто лишён самостоятельного передвижения, обрели такую важную для жизни технику», — объясняют они. В рамках осенней акции фонда весь класс Серафимы перечислил средства в поддержку детей с двигательными нарушениями.
Присоединиться к эстафете добрых дел можете и вы. Переходите на сайт фонда «Игра» и поддержите сбор на активные коляски для особенных детей: https://fond-igra.ru/events/18408/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Казачество в России». Священник Тимофей Чайкин, Маргарита Железнова, Юрий Березецкий
У нас в гостях были организаторы и участники международного фестиваля «Казачья станица Москва»: секретарь Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством священник Тимофей Чайкин, художественный руководитель и главный режиссер фестиваля, председатель Межрегионального отделения Российского творческого союза работников культуры по Центральному федеральному округу Маргарита Железнова и начальник управления по работе с казачеством департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Юрий Березецкий.
Разговор шел об истории казачества в России, о значении Православия для казачьей культуры, а также о 10-м Международном фестивале «Казачья станица Москва».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер