
Дмитрий Павлович Григорович — известный конструктор, создатель первого в России авиационного завода — с детства умел работать с инструментами, читал книги по науке и технике и всё схватывал на лету.
После окончания Киевского реального училища Дмитрий поступил в Киевский политехнический институт на инженерный факультет. Именно там молодого человека раз и навсегда пленила авиация. Тогда появились дирижабли, воздушные шары, первые модели аэропланов. Но Дмитрий решил построить самолёт собственной конструкции. В 1911 году Григорович переехал в Петербург. В 1913 году он создал гидроплан. Модель, названная «М-5», поступила в серийное производство — было выпущено около трёхсот гидропланов. За вклад в отечественную авиацию инженера наградили орденом Святого Владимира IV степени с девизом «Польза. Честь. Слава».
Что говорил о таланте Дмитрия Павловича Григоровича его коллега, генерал-полковник авиации Александр Пономарев?
С самого утра в киевской квартире, где проживала семья чиновника Павла Дмитриевича Григоровича, раздавался громкий стук молотка и шорох рубанка. Так продолжалось уже несколько дней: за плотно закрытой дверью чулана пятнадцатилетний сын хозяина, Дима Григорович, мастерил подарок на день рождения матери. Наконец, в назначенный день, юноша привёл матушку в чулан и включил свет... Женщина ахнула — перед нею стоял новенький кухонный буфет! Она давно хотела такой: резной, с дверцами. Буфет перенесли на видное место. За праздничным столом только и разговоров было о чудесном подарке и том, какой мастер и умелец растёт в семье. «Он с юных лет был в ладах с инструментами, столярничал, читал книги по науке и технике и всё схватывал на лету», — вспоминала о Григоровиче его родная сестра Мария Павловна Вышеславцева.
Неудивительно, что после окончания Киевского реального училища трудностей с выбором жизненного пути у Дмитрия не возникло. Он поступил в Киевский политехнический институт на инженерный факультет. Именно там молодого человека раз и навсегда пленила авиация. В 1908 году в «политехе» открылась воздухоплавательная секция. Тема покорения воздушного пространства была в те годы на пике популярности. Появились дирижабли, воздушные шары, первые модели аэропланов. На занятиях секции изучали историю воздухоплавания, делились мнениями, но этого Григоровичу было мало. Дмитрий решил построить самолёт собственной конструкции. К тому времени он успел жениться. Супруга, разделяла его интересы и во всём помогала. «Наша маленькая комнатка была до потолка завалена всевозможными деталями», — вспоминала Надежда Семёновна. Но построить самолёт Григоровичу тогда, увы, не удалось. Причина была до банального простой: не хватало денег. В жертву изобретению приносился практически весь семейный бюджет, а сам молодой конструктор и его супруга жили буквально впроголодь. Решив, что дальше так нельзя, Дмитрий Павлович остановил свой проект.
А в 1911 году Григорович переехал в Петербург. Там кипела авиационная жизнь. И даже выходил специальный журнал — «Вестник воздухоплавания». «Если не могу строить самолёты, буду хотя бы о них писать», — решил Дмитрий. Он стал постоянным автором, а затем и редактором издания. По журнальным статьям и обзорам Григоровича было хорошо видно, насколько глубоко он знает авиационно-инженерное дело. Дмитрия Павловича заметил Сергей Щетинин — известный конструктор, создатель первого в России авиационного завода. И пригласил на работу — техническим директором.
В 1913 году на завод в ремонт попала так называемая «летающая лодка» — аэроплан французского производства, у которого вместо шасси были поплавковые платформы. Благодаря им машина могла садиться на воду и взлетать с неё. Григорович внимательно изучил заморскую диковинку. И неожиданно нашёл в ней массу недочётов! Тогда в голове инженера родилась идея. И спустя два года, с заводского конвейера сошёл гидроплан — модель аэроплана, от начала и до конца разработанная Григоровичем. Фюзеляж водного самолёта повторял очертания морских судов и обладал хорошей мореходностью вкупе с отличными лётными данными. Учитывая, что уже больше года шла Первая мировая война, назначение гидроплана было, прежде всего, военным. В начале апреля он совершил свой первый боевой вылет. По его результатам модель, названная «М-5», поступила в серийное производство — было выпущено около трёхсот гидропланов. «Машина считалась тогда чудом техники», — вспоминал знаменитый авиаконструктор Александр Яковлев. В 1916-м на Чёрном море действовала целая авиационная дивизия, состоявшая из «М-5» Дмитрия Григоровича. С годами он всё более и более совершенствовал своё изобретение. Так родился самый большой в мире гидросамолёт-истребитель «Морской крейсер». За вклад в отечественную авиацию инженера наградили орденом Святого Владимира IV степени с девизом: «Польза. Честь. Слава».
До Великой Отечественной войны Дмитрий Павлович Григорович не дожил. Иначе увидел бы, как разработанные им на основе всё той же «М-5» палубные самолёты героически отражают вражеские авиаудары. Можно без преувеличения сказать, что вся современная отечественная морская авиация вышла из гидроплана Григоровича. Ведь, как заметил однажды коллега инженера, генерал-полковник авиации, Александр Пономарёв, Дмитрий Павлович обладал редким инженерным чутьём, опережающим время.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема