Дмитрий Павлович Григорович — известный конструктор, создатель первого в России авиационного завода — с детства умел работать с инструментами, читал книги по науке и технике и всё схватывал на лету.
После окончания Киевского реального училища Дмитрий поступил в Киевский политехнический институт на инженерный факультет. Именно там молодого человека раз и навсегда пленила авиация. Тогда появились дирижабли, воздушные шары, первые модели аэропланов. Но Дмитрий решил построить самолёт собственной конструкции. В 1911 году Григорович переехал в Петербург. В 1913 году он создал гидроплан. Модель, названная «М-5», поступила в серийное производство — было выпущено около трёхсот гидропланов. За вклад в отечественную авиацию инженера наградили орденом Святого Владимира IV степени с девизом «Польза. Честь. Слава».
Что говорил о таланте Дмитрия Павловича Григоровича его коллега, генерал-полковник авиации Александр Пономарев?

С самого утра в киевской квартире, где проживала семья чиновника Павла Дмитриевича Григоровича, раздавался громкий стук молотка и шорох рубанка. Так продолжалось уже несколько дней: за плотно закрытой дверью чулана пятнадцатилетний сын хозяина, Дима Григорович, мастерил подарок на день рождения матери. Наконец, в назначенный день, юноша привёл матушку в чулан и включил свет... Женщина ахнула — перед нею стоял новенький кухонный буфет! Она давно хотела такой: резной, с дверцами. Буфет перенесли на видное место. За праздничным столом только и разговоров было о чудесном подарке и том, какой мастер и умелец растёт в семье. «Он с юных лет был в ладах с инструментами, столярничал, читал книги по науке и технике и всё схватывал на лету», — вспоминала о Григоровиче его родная сестра Мария Павловна Вышеславцева.
Неудивительно, что после окончания Киевского реального училища трудностей с выбором жизненного пути у Дмитрия не возникло. Он поступил в Киевский политехнический институт на инженерный факультет. Именно там молодого человека раз и навсегда пленила авиация. В 1908 году в «политехе» открылась воздухоплавательная секция. Тема покорения воздушного пространства была в те годы на пике популярности. Появились дирижабли, воздушные шары, первые модели аэропланов. На занятиях секции изучали историю воздухоплавания, делились мнениями, но этого Григоровичу было мало. Дмитрий решил построить самолёт собственной конструкции. К тому времени он успел жениться. Супруга, разделяла его интересы и во всём помогала. «Наша маленькая комнатка была до потолка завалена всевозможными деталями», — вспоминала Надежда Семёновна. Но построить самолёт Григоровичу тогда, увы, не удалось. Причина была до банального простой: не хватало денег. В жертву изобретению приносился практически весь семейный бюджет, а сам молодой конструктор и его супруга жили буквально впроголодь. Решив, что дальше так нельзя, Дмитрий Павлович остановил свой проект.
А в 1911 году Григорович переехал в Петербург. Там кипела авиационная жизнь. И даже выходил специальный журнал — «Вестник воздухоплавания». «Если не могу строить самолёты, буду хотя бы о них писать», — решил Дмитрий. Он стал постоянным автором, а затем и редактором издания. По журнальным статьям и обзорам Григоровича было хорошо видно, насколько глубоко он знает авиационно-инженерное дело. Дмитрия Павловича заметил Сергей Щетинин — известный конструктор, создатель первого в России авиационного завода. И пригласил на работу — техническим директором.
В 1913 году на завод в ремонт попала так называемая «летающая лодка» — аэроплан французского производства, у которого вместо шасси были поплавковые платформы. Благодаря им машина могла садиться на воду и взлетать с неё. Григорович внимательно изучил заморскую диковинку. И неожиданно нашёл в ней массу недочётов! Тогда в голове инженера родилась идея. И спустя два года, с заводского конвейера сошёл гидроплан — модель аэроплана, от начала и до конца разработанная Григоровичем. Фюзеляж водного самолёта повторял очертания морских судов и обладал хорошей мореходностью вкупе с отличными лётными данными. Учитывая, что уже больше года шла Первая мировая война, назначение гидроплана было, прежде всего, военным. В начале апреля он совершил свой первый боевой вылет. По его результатам модель, названная «М-5», поступила в серийное производство — было выпущено около трёхсот гидропланов. «Машина считалась тогда чудом техники», — вспоминал знаменитый авиаконструктор Александр Яковлев. В 1916-м на Чёрном море действовала целая авиационная дивизия, состоявшая из «М-5» Дмитрия Григоровича. С годами он всё более и более совершенствовал своё изобретение. Так родился самый большой в мире гидросамолёт-истребитель «Морской крейсер». За вклад в отечественную авиацию инженера наградили орденом Святого Владимира IV степени с девизом: «Польза. Честь. Слава».
До Великой Отечественной войны Дмитрий Павлович Григорович не дожил. Иначе увидел бы, как разработанные им на основе всё той же «М-5» палубные самолёты героически отражают вражеские авиаудары. Можно без преувеличения сказать, что вся современная отечественная морская авиация вышла из гидроплана Григоровича. Ведь, как заметил однажды коллега инженера, генерал-полковник авиации, Александр Пономарёв, Дмитрий Павлович обладал редким инженерным чутьём, опережающим время.
Все выпуски программы Жизнь как служение
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. Об отношении к старшему поколению в семье
Сегодня 28 октября. День бабушек и дедушек.
Об отношении к старшему поколению в семье — протоиерей Михаил Самохин.
Бабушки и дедушки не только передают традиции, создают семейный уют, хранят воспоминания и нянчат внуков. Своим отношением к бабушкам и дедушкам наших детей мы показываем им пример того, как следует относиться к нам. И это, пожалуй, одна из самых важных их ролей в семье.
А ещё бабушки, и гораздо реже дедушки, учат своих внуков молитве. Многим из нас показали примеры сохранения веры, регулярной молитвы и истинно христианской любви именно наши бабушки.
И наверное, самое главное, именно бабушки и иногда дедушки молятся за своих детей и внуков, их супругов — за всех родных и близких. И хотя мы часто не замечаем этой молитвы, именно она поддерживает нас в нелёгких житейских испытаниях. Скажу больше, верится в то, что и после ухода в мир иной наши бабушки и дедушки продолжают молиться о нас.
Давайте ответим им тем же — молитвой, любовью и вниманием. И тогда их опыт и мудрость, передавшись нам, найдут дорогу и к нашим собственным внукам.
Все выпуски программы Актуальная тема
Храм Александра Невского — Челябинск
В самом сердце Челябинска, на улице Алое поле стоит величественный храм во имя благоверного князя Александра Невского. История его основания связана с трагическими событиями 1881 года. Тогда в марте погиб от рук террористов царь Александр Второй. Тот, кто отменил крепостное право и получил в народе имя Освободитель. Памяти императора в Челябинске поставили часовню. Средства на её строительство выделил владелец первой городской типографии Александр Кутырёв.
В 1894 году горожане решили перестроить Александровскую часовню в церковь. Немалое пожертвование на благое дело внёс царь Николай Второй. Автором проекта храма стал ректор «Императорской академии художеств», академик архитектуры Александр Померанцев. По его чертежам на месте скромной часовни возвели церковь из красного кирпича, увенчанную тринадцатью куполами. Внутреннее пространство расписали иконописцы челябинской мастерской Василия Ощепкова. Они украсили стены и купол росписями по эскизам художника Виктора Васнецова. 3 декабря 1911 года в храме Александра Невского состоялось первое богослужение.
Проект Александра Померанцева кроме центрального алтаря предусматривал ещё два боковых придела. Левый оборудовали в 1915 году и освятили во имя Николая Чудотворца. Обустроить правый помешала революция 1917-го. Безбожники не только закрыли челябинский храм Александра Невского, но и попытались его взорвать. Здание устояло. Тогда власти приказали замазать святые лики на стенах и приспособили строение для различных хозяйственных нужд. В разное время в нём размещались склад, архив, станция юных техников и шахматная школа.
В 1981 году в истории Александро-Невской церкви открылась особая страница. Советские архитекторы отреставрировали здание в соответствии с дореволюционными фотографиями и чертежами. С одним лишь отличием — церковные маковки увенчали не кресты, а шпили. В помещении установили орган. В течение многих лет здесь проходили концерты камерной музыки.
А в 2010 году здание вернули православным, и под старинными сводами вновь зазвучала молитва. На куполах засияли кресты. В ходе реставрации под слоем штукатурки были обнаружены, а затем и восстановлены фрески начала двадцатого века.
Сейчас в храме Александра Невского ежедневно совершаются богослужения. При церкви работают изостудия для детей и взрослых и клуб общения на английском языке. Прихожане навещают воспитанников детского дома «Аистёнок», пациентов детской туберкулезной больницы и учеников школы-интерната № 13. Всякий нуждающийся найдёт поддержку в Александро-Невской церкви. И челябинцы знают об этом.
Все выпуски программы ПроСтранствия







