
Дмитрий Павлович Григорович — известный конструктор, создатель первого в России авиационного завода — с детства умел работать с инструментами, читал книги по науке и технике и всё схватывал на лету.
После окончания Киевского реального училища Дмитрий поступил в Киевский политехнический институт на инженерный факультет. Именно там молодого человека раз и навсегда пленила авиация. Тогда появились дирижабли, воздушные шары, первые модели аэропланов. Но Дмитрий решил построить самолёт собственной конструкции. В 1911 году Григорович переехал в Петербург. В 1913 году он создал гидроплан. Модель, названная «М-5», поступила в серийное производство — было выпущено около трёхсот гидропланов. За вклад в отечественную авиацию инженера наградили орденом Святого Владимира IV степени с девизом «Польза. Честь. Слава».
Что говорил о таланте Дмитрия Павловича Григоровича его коллега, генерал-полковник авиации Александр Пономарев?
С самого утра в киевской квартире, где проживала семья чиновника Павла Дмитриевича Григоровича, раздавался громкий стук молотка и шорох рубанка. Так продолжалось уже несколько дней: за плотно закрытой дверью чулана пятнадцатилетний сын хозяина, Дима Григорович, мастерил подарок на день рождения матери. Наконец, в назначенный день, юноша привёл матушку в чулан и включил свет... Женщина ахнула — перед нею стоял новенький кухонный буфет! Она давно хотела такой: резной, с дверцами. Буфет перенесли на видное место. За праздничным столом только и разговоров было о чудесном подарке и том, какой мастер и умелец растёт в семье. «Он с юных лет был в ладах с инструментами, столярничал, читал книги по науке и технике и всё схватывал на лету», — вспоминала о Григоровиче его родная сестра Мария Павловна Вышеславцева.
Неудивительно, что после окончания Киевского реального училища трудностей с выбором жизненного пути у Дмитрия не возникло. Он поступил в Киевский политехнический институт на инженерный факультет. Именно там молодого человека раз и навсегда пленила авиация. В 1908 году в «политехе» открылась воздухоплавательная секция. Тема покорения воздушного пространства была в те годы на пике популярности. Появились дирижабли, воздушные шары, первые модели аэропланов. На занятиях секции изучали историю воздухоплавания, делились мнениями, но этого Григоровичу было мало. Дмитрий решил построить самолёт собственной конструкции. К тому времени он успел жениться. Супруга, разделяла его интересы и во всём помогала. «Наша маленькая комнатка была до потолка завалена всевозможными деталями», — вспоминала Надежда Семёновна. Но построить самолёт Григоровичу тогда, увы, не удалось. Причина была до банального простой: не хватало денег. В жертву изобретению приносился практически весь семейный бюджет, а сам молодой конструктор и его супруга жили буквально впроголодь. Решив, что дальше так нельзя, Дмитрий Павлович остановил свой проект.
А в 1911 году Григорович переехал в Петербург. Там кипела авиационная жизнь. И даже выходил специальный журнал — «Вестник воздухоплавания». «Если не могу строить самолёты, буду хотя бы о них писать», — решил Дмитрий. Он стал постоянным автором, а затем и редактором издания. По журнальным статьям и обзорам Григоровича было хорошо видно, насколько глубоко он знает авиационно-инженерное дело. Дмитрия Павловича заметил Сергей Щетинин — известный конструктор, создатель первого в России авиационного завода. И пригласил на работу — техническим директором.
В 1913 году на завод в ремонт попала так называемая «летающая лодка» — аэроплан французского производства, у которого вместо шасси были поплавковые платформы. Благодаря им машина могла садиться на воду и взлетать с неё. Григорович внимательно изучил заморскую диковинку. И неожиданно нашёл в ней массу недочётов! Тогда в голове инженера родилась идея. И спустя два года, с заводского конвейера сошёл гидроплан — модель аэроплана, от начала и до конца разработанная Григоровичем. Фюзеляж водного самолёта повторял очертания морских судов и обладал хорошей мореходностью вкупе с отличными лётными данными. Учитывая, что уже больше года шла Первая мировая война, назначение гидроплана было, прежде всего, военным. В начале апреля он совершил свой первый боевой вылет. По его результатам модель, названная «М-5», поступила в серийное производство — было выпущено около трёхсот гидропланов. «Машина считалась тогда чудом техники», — вспоминал знаменитый авиаконструктор Александр Яковлев. В 1916-м на Чёрном море действовала целая авиационная дивизия, состоявшая из «М-5» Дмитрия Григоровича. С годами он всё более и более совершенствовал своё изобретение. Так родился самый большой в мире гидросамолёт-истребитель «Морской крейсер». За вклад в отечественную авиацию инженера наградили орденом Святого Владимира IV степени с девизом: «Польза. Честь. Слава».
До Великой Отечественной войны Дмитрий Павлович Григорович не дожил. Иначе увидел бы, как разработанные им на основе всё той же «М-5» палубные самолёты героически отражают вражеские авиаудары. Можно без преувеличения сказать, что вся современная отечественная морская авиация вышла из гидроплана Григоровича. Ведь, как заметил однажды коллега инженера, генерал-полковник авиации, Александр Пономарёв, Дмитрий Павлович обладал редким инженерным чутьём, опережающим время.
Все выпуски программы Жизнь как служение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема