
(фрагмент стенной росписи Афонского монастыря Пантократор), Феофан Критский, XVI век
В самом сердце Древних Афин, на большом холме возле Акрополя о Христе Распятом и Воскресшем проповедовал апостол Павел. Слушали его старейшины — члены верховного суда Ареопага. Это были самые уважаемые, образованные и благородные жители города. Апостол Павел был приглашен в Ареопаг, чтобы разъяснить новое учение. Как только апостол рассказал язычникам о Воскресении и Страшном Суде, многие засмеялись. Эллины закрыли обсуждение словами: «Об этом послушаем тебя в другое время». Но проповедь апостола Павла не осталась бесплодной. Слова его произвели огромное впечатление на некоторых членов Суда, в их числе был Дионисий Ареопагит, греческий философ, ставший христианским святым.
Будущий проповедник и богослов Дионисий Ареопагит родился в первом веке в Афинах. Он происходил из благородной семьи и получил классическое образование. Дионисий был красноречивым оратором, астрономом, философом и одним из судей Ареопага, на одном из заседаний которого он и встретил апостола Павла. Проповедь о Христе проникла в самое сердце язычника Дионисия и вскоре он принял крещение вместе со всей своей семьей. Философ оставил своих близких в Афинах, а сам в течение трех лет следовал за апостолом Павлом и стал его учеником. По преданию, апостол рукоположил Дионисия в епископы и Ареопагит вернулся в свой родной город Афины, чтобы здесь послужить спасению людей. Дионисий много лет проповедовал среди эллинов. Он стал не только первым епископом столицы языческой учености, но и первым богословом. До нас дошли десять писем и четыре книги, подписанных именем Дионисия Ареопагита: «О Небесной Иерархии», «О Церковной Иерархии», «Об Именах Божественных», «О мистическом Богословии». Эти творения — их называют «ареопагитики» — имеют исключительное значение в богословии Православной Церкви, повлияли они и на западное христианство.
После кончины апостола Павла, святитель Дионисий Ареопагит, желая продолжить его проповедь, покинул Афины и отправился в западные страны. Многих святой Дионисий обратил ко Христу. Он проповедовал в Риме, а затем на территории современных Германии и Испании. Закончил свои миссионерские труды Дионисий Ареопагит в языческой Галлии — сейчас это территория Франции. Он поставил из числа своих спутников епископов в семи городах, а сам остановился в поселении на острове посреди реки Сены. Святой Дионисий Ареопагит обратил в христианство многих язычников древней Лютеции — именно так назывался город, давший начало современному Парижу. Здесь святой на собранные новообращенными христианами средства построил самую первую церковь. Дионисий Ареопагит был казнен в глубокой старости во время преследования христиан языческими властями.
Философ, богослов, ученик апостола Павла — священномученик Дионисий Ареопагит в своих миссионерских трудах опирался на идеи древнегреческих мыслителей и преобразил их благодаря христианской вере.
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











