«Детское хоровое пение. Участие детей и подростков в богослужениях». Священник Алексей Зайцев, Владимир Малышев, Ольга Малышева - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Детское хоровое пение. Участие детей и подростков в богослужениях». Священник Алексей Зайцев, Владимир Малышев, Ольга Малышева

* Поделиться

У нас в гостях были старший преподаватель факультета церковного пения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, клирик московского храма святого Николая в Кузнецах священник Алексей Зайцев, руководитель проекта «Через пение к созиданию традиций: Хоровая Капелла мальчиков имени Степана Васильевича Смоленского» Владимир Малышев и его супруга, преподаватель хорового училища при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, руководитель младшего Хора Капеллы мальчиков при Свято-Петровской школе Ольга Малышева.

Мы говорили о детском хоровом пении и о том, как заинтересовать детей и подростков церковной службой и научить их более осознанно участвовать в богослужениях.

Ведущий: Константин Мацан


Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан. С нами сегодня в студии священник Алексей Зайцев, старший преподаватель факультета церковного пения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, клирик храма святого Николая в Кузнецах. Добрый вечер.

Священник Алексей Зайцев:

— Здравствуйте.

Константин Мацан:

— Владимир Малышев, руководитель проекта «Через пение к созиданию традиций: Хоровая капелла мальчиков имени Степана Васильевича Смоленского». Добрый вечер.

Владимир Малышев:

— Здравствуйте.

Константин Мацан:

— И Ольга Малышева, супруга Владимира, преподаватель хорового училища при ПСТГУ, при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, руководитель младшего хора капеллы мальчиков при Свято-Петровской школе. Скажу, что Ольга сейчас с нами здесь, но не в студии — в аппаратной, потому что Ольга с Владимиром пришли не вдвоем, а втроем. И вот сын маленький с Ольгой сейчас за стеклом на нас смотрит и слушает нашу программу. Пока Владимир в студии у микрофона за семью отдувается. Ну а потом они местами поменяются, и мы продолжим разговор уже с Ольгой. Мы сегодня поговорим о детском пении, вообще-то, о прекрасном. Я в юности пел в хоре, в разных хорах, пел в детском хоре Большого театра, и для меня это самые яркие и приятные воспоминания детства. И поэтому когда кто-то шутит о том, что, вот, отдали в хор, в пыточную, я всегда не понимаю, отказываюсь это признавать, это замечательное время и опыт. Звучание детского хора, этих голосов, совершенно небесное, ангельское. Приятно говорить о прекрасном и, конечно же, мы сегодня послушаем разную хоровую музыку, в том числе и хора, о котором говорим. Мы начали с того, что есть проект под названием «Через пение к созиданию традиций: Хоровая капелла мальчиков имени Степана Васильевича Смоленского», проект, который осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов. Расскажите об этом, Владимир.

Владимир Малышев:

— На данном этапе нашей хоровой капеллы появилась такая шикарная возможность поддержать нашу деятельность. Возможность эта была предоставлена государством. Есть Фонд президентских грантов, как вы сказали, который занимается общественными проектами. Он научные проекты поддерживает и социальные. С весны 21-го года было выделено отдельное направление деятельности, именно Президентский Фонд культурных инициатив, и было объявлено, что все творческое сообщество нашей большой страны, все, кто желает, могут поучаствовать в конкурсе этих грантов. Разумеется, мы тоже решили не остаться в стороне, и поскольку одно из направлений, которое там предлагалось, поддержка развития традиционных духовно-нравственных ценностей, мы решили принять участие, и нашу заявку поддержал Фонд. Это дает определенный толчок в развитии, поскольку капелла уже существует довольно долго, у нас есть свой педагогический состав, есть какое-то имя, есть победы в конкурсах, об этом подробнее расскажут отец Алексей с Ольгой, есть младший хор, есть старший хор. У нас есть отчетные концерты, победы на фестивалях, лауреатство по крайней мере. Но для того, чтобы выйти на новый уровень, нужны возможности, и часто эти возможности упираются в финансовые вопросы. Выиграв конкурс этих грантов, мы получили такую поддержку, и в будущем стремимся к тому, чтобы на базе... Вы сказали, что мы все являемся сотрудниками Свято-Тихоновского университета и свято-Троицкой школы. И у нас есть возможность юридическая выделиться в отдельную образовательную программу, детское предпрофессиональное образование, как в музыкальных школах, мы к этому стремимся. Но для этого нужно собрать определенный педагогический состав, который будет отвечать не только за хоровую составляющую, но и сопутствующие необходимые предметы. А это все на общественных началах сделать очень сложно. Образовательный процесс — это очень дорого. Таким образом, мы имеем полтора года на то, чтобы собрать себе штат, как-то подготовить необходимую документацию и выйти на то, чтобы зарегистрироваться как образовательная программа, чтобы уже существовать на другом уровне.

Константин Мацан:

— Те, кто эту программу пройдут предпрофессиональную, в какую стезю профессиональную потом должны влиться? Это дирижеры-хоровики, это регенты храмов, это просто студенты любого музыкального направления, в училище или в консерваторию?

Владимир Малышев:

— Это и то, и другое, и третье. В сущности, хоровое пение — это та же программа, как в любой музыкальной школе. Кроме специальной подготовки есть еще и подготовка базовая, общемузыкальная. Это сольфеджио, в даном случае это хоровое сольфеджио, это инструмент, это музыкальная литература. Если в этом аспекте, то это будет программа, которая будет соответствовать стандартам. Этот стандарт называется «Федеральное государственное требование» в этой области. Они установлены государством. Мы, конечно, будем в рамках стандартов реализовывать программу. Ну а что касается именно особенностей нашей капеллы, то, как я уже сказал, мы делаем исходя из названия и самой сущности нашей капеллы, мы делаем упор, конечно, на духовно-нравственные ценности, на тот материал, который изучают ребята, репертуар, какую культурную составляющую еще изучают в процессе изучения материала музыкального. То есть здесь мы еще развиваем очень важную социализирующую функцию. Задумка проекта, почему он еще выиграл, немаловажно, кроме того, что это обучение культуре хорового пения, это еще сильная социализирующая связь, потому что ребенок, который вовлекается в деятельность капеллы, у нас устроено таким образом, что очень много завязано на участии родителей. Поскольку у нас много детей участников капеллы — это дети нашего прихода Николо-Кузнецкого храма и приходов, которые близкие к нашему приходу, это дети из Свято-Петровской школы, преимущественно многодетные семьи, на это делается упор. И это действительно очень сильный социализирующий фактор. И в дальнейшем мы будем, конечно же, это направление развивать.

Константин Мацан:

— Отец Алексей, прозвучало выражение, что это важные духовно-нравственные ценности. С одной стороны, сегодня поднятые на стяг, мы все о них заботимся, слышим, программы государственные по поддержке и развитию существует какие-то разные. С другой стороны, такое большое, общее, а кого-то и пугающее. Вот сейчас будут, значит, вдалбливать детям в голову дидактично какие-то правильные ценности и вызывать у детей отторжение. Я верю, что в вашем случае все не так, но расскажите, что для вас как для священника здесь важно, как связано участие ребенка в хоре, в пении и то, что можно назвать просвещением или приобщением ребенка к вере или к тому, чтобы вера детская становилась все более и более осмысленной.

Священник Алексей Зайцев:

— Владимир сказал очень важные вещи, что духовно-нравственная составляющая ставится нами во главу угла. Действительно вопрос в том, чтобы детям было интересно. Почему-то часто, когда мы слышим слова «духовно-нравственная», то какая-то...

Константин Мацан:

— Сразу неинтересно.

Священник Алексей Зайцев:

— Сразу становится как-то вроде бы скучно. Но на самом-то деле за этими словами стоит совсем другое. Надо сказать, что наша капелла на самом деле возникла очень давно. Еще до того, как она возникла, приход, который был создан отцом Владимиром Воробьевым еще в 80-е годы, уже тогда отец Владимир сразу постарался сделать так, чтобы был детский хор, тогда еще это был не хор мальчиков. Просто дети тех прихожан, тогда еще не многих совсем, которые собирались, а тогда еще было духовное пение не разрешено официально, собирались по квартирам. Я сам, будучи ребенком, участвовал в этом хоре, и была даже записана пластинка в 91-м году с церковными песнопениями. Как оказалась, это была вообще первая пластинка в истории с духовными песнопениями детского хора. Потому что до революции записи еще не было, а после революции не то что детское, вообще духовное пение было фактически запрещено, а тем более детское. Уже в те годы мы получили удивительный заряд. Я, будучи ребенком, как раз можно сказать, что в церковную среду входил через пение в таком детском хоре, и на себе ощутил насколько это непосредственно что ли, никто не заставлял учить заповедей, догматов учить наизусть, мы даже об этом не слышали. У нас была замечательная руководительница, Татьяна Ивановна Королева, которая сейчас заведует факультетом церковного пения в нашем университете Свято-Тихоновском. Я прекрасно помню ее занятия, как она нас учила любить литургию, понимать какие-то вещи, разбирать...

Константин Мацан:

— Давайте я вас перебью на секунду. Давайте мы после стольких слов о музыке, немножко музыку послушаем.

Священник Алексей Зайцев:

— Да.

Константин Мацан:

— Потом к вашему рассказу вернемся. Стихира «Велие и преславное чудо» в исполнении старшего хора капеллы мальчиков. Мы сегодня говорим о младшем хоре, а это вот уже старшие дети поют.

Священник Алексей Зайцев:

— Мы говорим и о младшем и о старшем.

Константин Мацан:

— Давайте послушаем.

Звучит пение хора мальчиков

Константин Мацан:

— Я напоминаю, что сегодня у нас в гостях священник Алексей Зайцев, старший преподаватель факультета церковного пения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, клирик храма святого Николая в Кузнецах, и Владимир Малышев, руководитель проекта «Через пение к созиданию традиций: Хоровая капелла мальчиков имени Степана Васильевича Смоленского. Мы говорим сегодня о детском хоровом пении и конкретно о капелле мальчиков Свято-Петровской школы. Отец Алексей вы начали рассказывать историю.

Священник Алексей Зайцев:

— Кстати, стихира «Велие и преславное чудо», которую мы сейчас прослушали, в чем ее особенность? Она исполняется с канонархом. Канонарх это тот, кто возглашает стих, потом хор повторяет эти же слова. На той пластинке, которая была записана в начале 90-х годов, эта же стихира была исполнена. Она нам так запомнилась, и так это было удачно, что мы решили ее и на этом диске повторить. И это исполнение поочередно канонарха и хора детей очень вдохновляет. Мальчик с красивым голосом начинает, и хор вдохновляется этим голосом и тоже начинает активно повторять эти слова. В репертуаре нашем разнообразная музыка, но акцент мы стараемся делать на духовную, классическую и патриотическую тему. И опять же можно подумать, что детям это скучно, но на самом деле, дети очень откликаются на эту тему, смотря как это подавать. Это можно подавать очень интересно, и мы стараемся это делать.

Константин Мацан:

— От одного руководителя хора, детского тоже, при одном московском приходе такую мысль слышал, о чем вы начали тоже говорить, что участие ребенка в хоре, в особенности подростка, это такой залог, что подросток не уходит из храма, не отрывается от храма в более старшем возрасте. Вот вы киваете, так это происходит, на практике подтверждается?

Священник Алексей Зайцев:

— Это подтверждается на практике, опять же я могу по себе судить. Еще почему наш духовник вовлекал так в пение? Получилось так, что мы тогда росли... Сейчас наши дети учатся в православной школе, у них среда более единая, они больше в церкви. А в 80-е годы мы учились в простой школе, и для нас эти редкие встречи были единственными. Потом мы из этого детского хора встали на клирос. Тогда под строгой тайной была спета литургия в Николо-Кузнецком храме на пасхальной седмице, что тоже было удивительно. Тогда, правда, уже начало 90-х годов, не было уже запрета, но, тем не менее, детских хоров тогда еще таких не было. И это участие в богослужении, что ты не просто стоишь и молишься... Для ребенка часто бывает трудно, родители приводят, а он не понимает: что там, мне скучно, когда причастие. И это большое счастье, когда ребенок попадает на клирос. Сейчас у нас литургии идут в Свято-Петровской школе, поэтому дети тоже приобщаются к тому, чтобы понимать, что происходит на службе, и когда они это понимают, им становится интересно. Я сам, участвуя с детства на клиросе, полюбил службу и остался в церкви. Думаю, и сейчас многие, кто вокруг, кто растут, дети тоже остаются и начинают любить богослужение. Это, конечно, очень правильно.

Константин Мацан:

— Проект, о котором мы говорим, называется «Через пение к созиданию традиций». Владимир, какие традиции созидаются через пение.

Владимир Малышев:

— Очень хороший вопрос, и очень, я думаю, будет понятным ответ. Поскольку хоровое пение это особая форма. Вы начали вопрос в предыдущей части программы о том, как вовлекать детей, чтобы вынести на стяг, это словосочетание о духовно-нравственных ценностях, чтобы это не сводилось... не набивало оскомину, а было интересно в образовательном процессе. Отец Алексей очень подробно рассказал, как происходит вовлечение в церковную жизнь, это форма понятная детям. И в то же время хор это своего рода команда, но с гораздо более глубокими течениями социальными и психологическими. Вот эта форма пребывания детей, форма их обучения, форма их участия, совместного бытия и деятельности способствует развитию, например, коллективизма, в том смысле, что это взаимовыручка, взаимоподдержка, ты в спайке, в команде, ты должен знать свою партию, чтобы ты поддержал того, кто поет с тобой рядом. Поставить двух человек хотя бы спеть разные партии разными голосами сразу понятно, если один ошибется, то это будет заметно, например. То есть хор это общность некая. Во-вторых, это семейственность. Я уже говорил о том, что у нас семьи все многодетные, в хоре могут петь младшие братья со старшими братьями. Младший брат видит, как поет его старший брат, ему тоже хочется приходить в этот хор, это как бы некое продолжение семьи. И более того, это еще и преемственность поколений не только между братьями и сестрами, но и, как я сказал уже, социализирующая функция, которая вовлекает в эту деятельность родителей. Это все и есть те самые вещи глубинные, которые принято называть традиционными ценностями, духовно-нравственными в том числе. Семью нужно развивать как внутри семьи, так и в человеческом социуме.

Константин Мацан:

— А родители как вовлекаются, как привлекаются, в связи с чем?

Владимир Малышев:

— Например, у нас есть общие культурные мероприятия, которые культурный контекст распаковывают. Условно говоря, есть произведений Чайковского. Для того чтобы понять эпоху, как дети на уроках литературу учат, они идут на историю, потом на литературу и понимают, что это связанные предметы, есть исторический контекст, культурно-исторический контекст. Очень важно этот материал раскрыть. Мы периодически устраиваем совместные поездки, например, в музее Чайковского были недавно. Родители принимают в этом участие.

Священник Алексей Зайцев:

— В Клину, да, в музее Чайковского были?

Владимир Малышев:

— Да, мы ездили в Клин, старшая капелла, младшая капелла, то есть два хора, родители. Мы слушали экскурсии, в дальнейшем у нас будут проводиться короткие презентации, которые готовят родители вместе с детьми в семье по тому материалу, который они узнают о той или иной композиции. Второй момент очень важный это участие родителей в творческой составляющей, то есть, поскольку хор начинался еще в 80-х годах, отец Алексей сказал, что многие из родителей пели, у нас очень много поющих семей, то мы в этой связи будем готовить к 9 мая, например, целые блоки творческие. Какие-то песни будут исполняться семьями.

Константин Мацан:

— Будут сводные хоры.

Священник Алексей Зайцев:

— Можно сказать так.

Владимир Малышев:

— Планируются не все вместе одновременно, отдельные номера в семьях. Таким образом родители привлекаются. Не говоря уже о том, что какие-то родители в меру своих возможностей принимают участие в организации поездок, допустим, на фестивали или пошиве костюмов. Это в принципе, общее дело.

Константин Мацан:

— Давайте снова послушаем музыку, раз уж мы о ней сегодня так замечательно говорим. У нас на очереди произведение — тропарь Рождества Степана Дегтярева. Тоже исполняет капелла мальчиков.

Священник Алексей Зайцев:

— Старший хор.

Константин Мацан:

— Да, старший хор исполняет. Я напомню, что сегодня у нас в гостях священник Алексей Зайцев, старший преподаватель факультета церковного пения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и клирик Николо-Кузнецкого храма, и Владимир Малышев, руководитель проекта «Через пение к созиданию традиций: Хоровая капелла мальчиков имени Степана Васильевича Смоленского». Мы послушаем музыку, после этого будет небольшая пауза, и мы вернемся в студию радио «Вера», не переключайтесь.

Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня, напомню, священник Алексей Зайцев, старший преподаватель факультета церковного пения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, клирик Николо-Кузнецкого храма. Владимир Малышев ушел к ребенку, а вот его на посту заменяет его супруга Ольга Малышева. Добрый вечер.

Ольга Малышева:

— Здравствуйте.

Константин Мацан:

— Ольга преподаватель хорового училища при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, руководитель младшего хора капеллы мальчиков при Свято-Петровской школе. Мы сейчас слушали две композиции музыкальных, старший хор пел, а Ольга руководит младшим хором. Я все ждал момента спросить, а вот теперь он настал, кто такой Степан Васильевич Смоленский?

Ольга Малышева:

— Степан Васильевич Смоленский это выдающийся музыкант 19-20 столетия, на рубеже он жил, большая часть его жизни пришлась на 19-й век. Это музыкант, это медиевист. Он родился в Казани и с детства увлекался музыкой, сначала сам пел в хоре, потом руководил хором, далее так сложилась судьба его, что он закончил не музыкальный университет, но всегда сердце его лежало в сторону музыки. Постепенно он стал собирать рукописи. На Руси изначально в древности пели по знаменам, это такие знаки, которые передают несколько нот.

Константин Мацан:

— По крюкам.

Ольга Малышева:

— Да, по крюкам, да, знамена, крюки. Он очень увлекся этой темой, стал собирать рукописи древнейшие и переводить их, расшифровывать. Эта наука называется медиевистика. Со временем у него собралась большая, объемная библиотека, о нем стало известно в музыкальных кругах, его пригласили в Москву в то время, когда Синодальное училище, которое существовало уже не первое столетии, так сказать набирало свои обороты, его пригласили туда на должность директора Синодального училища. С его приходом к директорству, к тому моменту руководителем хора был Василий Орлов, Синодальное училище стало постепенно набирать обороты, и, пожалуй, к концу 19-го века это было самое профессиональное музыкальное учебное заведение страны. И соответственно, Синодальный хор, который существовал там же при нем, был одним из лучших в стране и, пожалуй, даже в мире. Он гастролировал, о нем писали зарубежные газеты. Почему мы сейчас говорим о Степане Васильевиче Смоленском и вообще о Синодальном хоре? Я хочу сказать, что у каждой новой идеи есть свой прототип или предшественник. И вот когда мы задумывались о капелле мальчиков, вообще о реализации этого учебного заведения, мы должны были на что-то опираться. Естественно, мы с отцом Алексеем, так как мы музыканты в первую очередь, много знали и изучали историю Синодального училища, Синодального хора, и это для нас является примером. Когда мы пишем программы, когда выбираем музыкальные программы, мы ориентируемся на их...

Священник Алексей Зайцев:

— Программы, которые составил Степан Васильевич Смоленский...

Константин Мацан:

— А в чем их особенность?

Священник Алексей Зайцев:

— Они были признаны... Человеку, заканчивающему Синодальное училище, выдавался диплом свободного художника, он приравнивался к выпускнику Московской консерватории, не много — ни мало.

Константин Мацан:

— Ничего себе.

Священник Алексей Зайцев:

— Очень серьезные вещи. И эти программы существуют, их сейчас изучают, там очень много всего интересного. И понятно, что это все было потеряно с революцией.

Константин Мацан:

— А что там есть такого, чего, допустим, нет в каких-то других программах, которые мы знаем?

Священник Алексей Зайцев:

— Смотрите, например, мальчики... Есть воспоминание: каждое воскресенье в семь часов утра по Большой Никитской парами выходят мальчики в кафтанах и направляются к Успенскому собору. А как раз базировалось училище, сейчас это Рахманиновский зал консерватории, может быть, знаете?

Константин Мацан:

— Да-да.

Священник Алексей Зайцев:

— И вот там, собственно, эта библиотека и зал Рахманиновский. Они были связаны, они участвовали тоже в службе, что очень важно. Но эти программы были очень профессиональны. Орлов достиг того, что они пели мессу Баха, например.

Ольга Малышева:

— «Реквием» Моцарта. И разучивали это в очень короткие сроки. То есть у них теоретическая база была очень высокая.

Константин Мацан:

— Какой это возраст мальчиков?

Священник Алексей Зайцев:

— Я так понимаю, что они с семи лет поступали туда.

Ольга Малышева:

— С семи лет, да.

Константин Мацан:

— И до?

Священник Алексей Зайцев:

— До восемнадцати.

Константин Мацан:

— то есть это было полноценное образование?

Священник Алексей Зайцев:

— Десяти-одиннадцатилетнее было образование.

Ольга Малышева:

— А потом они уже переходили в сам Синодальный хор, который при Синодальном училище был, и там продолжали уже непосредственно работу, а не обучение.

Священник Алексей Зайцев:

— Еще можно сказать, что знаменитое «Всенощное бдение» Рахманинова написано специально для этого хора.

Константин Мацан:

— Здорово.

Священник Алексей Зайцев:

— Именно для мальчиков. И тогда уже руководил хором Данилин, который сам мальчиком учился в этом хоре у Орлова, собственно, и у Смоленского. И вот в 15-м году первое исполнение Данилиным было, причем, на репетициях присутствовал Рахманинов, и все время они правили. Тоже эти воспоминания есть, это все очень интересно.

Константин Мацан:

— Я, знаете, однажды разговаривал, как журналист по заданию редакции, с одним из педагогов, дирижеров того, что раньше называлось Большой детский хор Всесоюзного радио и телевидения. И вот такая милейшая женщина, которая всю жизнь посвятила работе с детьми, делилась своей вокально-педагогической болью, когда приводят в хор или просто на какое-то прослушивание ребенка и видно, что ребенок пытается петь, как взрослый. Педагог смотрит и говорит: видимо, вы уже где-то занимались, каким-то эстрадным вокалом? И родители с гордостью говорят: да, да, вот мы уже ходили. И тогда педагог восклицает: зачем? зачем вы портите голос ребенка, дайте ему быть детским, не портите его ненужными примочками. Это так? Что вы об этом думаете? Как в этом смысле вы работаете с маленькими детьми на фоне того, что сегодня много студий, много пения, пение в микрофон, под минус? Что за традиции вы в этом смысле вы даете?

Священник Алексей Зайцев:

— Я могу сказать, что, это тоже известно, в Синодальном хоре знаменитые были гастроли в Европу в 1901, 1911 году. Так вот отзывы слушателей какие? Мы не знали, где мы были, на небе или на земле, мы слушали такое, что невозможно на земле себе представить. Говорили, что у хора градация оттенков от четырех пиано до пиано, и пиано это уже кажется фортиссимо. То есть их звук был очень мягкий, и они владели градацией именно тихого звука. Мягкое пение мы тоже, конечно, берем в основу. У нас есть прекрасные педагоги по вокалу, слава Богу, нам удалось, тоже это милость Божия, потому что все это очень трудно и понятно кто там согласится. Но у нас очень хорошие вокалисты, мужчины двое, которые сейчас работают с детьми, индивидуальный вокал. Мы это тоже очень ценим, и я надеюсь, что это сказывается на звучании, что у нас звучание мягкое, соответствующее традиции хоровой.

Константин Мацан:

— Ольга, а ваш опыт?

Ольга Малышева:

— Да, я тоже поделюсь своим опытом. В старшем хоре ребята, конечно, к старшему хору вырастают. У нас младший хор с семи до десяти лет, а старший с десяти лет, они переходят. И к этому времени у них уже появляется какой-то определенный голос, не совсем детский, и с ними работают очень профессиональные педагоги. Что немаловажно, мужчины. Почему-то для мальчиков уже взрослеющих это принципиально важно, чтобы педагогом были мужчины, это их стимулирует и вообще собирает. А в младшем хоре как такового вокала нет, но мы тоже придерживаемся определенной методики. Не так давно я познакомилась с современной методикой, она уже 70-х годов, известного музыкального деятеля Виктора Владимировича Емельянова и называется она «Фонопедический метод развития голоса». Я много изучала, знакомилась с разными программами, это был мой профессиональный поиск, потому что я всегда переживаю за голос ребенка, чтобы не испортить. А для мальчиков крикливое пение вообще характерно, они эмоциональные, быстрые, живые, им нужно что-то громко исполнить, спеть — и здорово. А вот что-то протянуть, мягко, длинно, певуче это им сложнее дается. И, обучаясь на курсах летней школы хормейстеров, я стараюсь каждый год обучаться, я познакомилась с этой методикой. И чем она мне понравилась? Во-первых, тем, что «фонопедический» — это уже медицинский термин, и он связывает нас с таким понятием, как здоровье сберегающий метод. То есть в основе лежит мягкое пение, основанное на двигательных приемах. Если я обще скажу, это получится, что мы с помощью некоторых специальных, очень специфических упражнений приучаем гортань ребенка к определенному звукоизвлечению. И когда он поет, он уже машинально использует эти приемы. Как на физкультуре мы занимаемся — качаем руки, бегаем, и когда мы бежим стометровку, мы уже не думаем, как бежать, у нас мышцы сами работают. Почему эту программу я взяла в основу на работу с младшим хором? Потому что она учит мальчиков пению и грудным голосом и фальцетным без этой надсадности и крикливости. Это очень для наших педагогов важно, потому что голос мальчика ангелоподобный. Я очень люблю девочек, но когда мальчики поют, это что-то невероятное, ангельское, чистое, хрустальное. И вот этот тембр нужно сберечь, это принципиально для нас.

Священник Алексей Зайцев:

— Есть даже такое выражение, что лучшее, что создал Бог, это голос мальчика.

Ольга Малышева:

— Голос мальчика, да. Так интересно получилось. Я когда училась, почему-то мне всегда мечталось работать с хором мальчиков.

Константин Мацан:

— А где вы учились?

Ольга Малышева:

— Я закончила Свято-Тихоновский университет, факультет церковного пения. Отец Алексей у меня был в свое время педагогом по хору, я с ним пела. И это были мои первые осознанные профессиональные шаги, большое эстетическое удовольствие было петь под руководством отца Алексея.

Константин Мацан:

— Давайте после стольких слов про ангельские голоса мальчиков послушаем снова детский хор. Правда, я не знаю, кто исполняет «Попутную» Михаила Глинки.

Ольга Малышева:

— Это старший хор.

Константин Мацан:

— Старший хор, уже не такие ангелоподобные.

Ольга Малышева:

— Нет, это все ангелоподобные.

Константин Мацан:

— Хорошо.

Священник Алексей Зайцев:

— Нет, пока голос не сломался, он имеет такую...

Константин Мацан:

— Давайте послушаем.

Звучит хор мальчиков

Константин Мацан:

— У нас в гостях сегодня священник Алексей Зайцев, старший преподаватель факультета церковного пения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, клирик храма святителя Николая в Кузнецах. И Ольга Малышева, преподаватель хорового училища при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, руководитель младшего хора капеллы мальчиков при Свято-Петровской школе. Мы сегодня говорим о проекте, который осуществляется в рамках Фонда президентских грантов, он называется «Через пение к созиданию традиций: Хоровая капелла мальчиков имени Степана Васильевича Смоленского». Я сейчас вспомнил, вы сказали, пока голос не сломался. У меня очень рано голос сломался, в двенадцать лет, и руководитель хора, где я тогда пел, очень удивлялся, потому что были парни, которые чуть ли не до пятнадцати лет пели.

Ольга Малышева:

— Ну, это особенности.

Константин Мацан:

— Поэтому, да, каждый раз это происходит неожиданно.

Священник Алексей Зайцев:

— Совершенно верно, не поймешь, иногда голос ломается в двенадцать, а иногда до шестнадцати поет.

Ольга Малышева:

— В этом плане мне с младшим хором везет, у меня всегда есть стабильный репертуар. А вот отцу Алексею...

Священник Алексей Зайцев:

— Да, приходится...

Ольга Малышева:

— Он только что-то с ними выучит, лето проходит, ребята приходят, а уже они другими голосами поют, и нужно брать новый репертуар. В этом плане там, конечно, сложнее. Зато, мне кажется, с малышами в плане дисциплины бывает сложнее.

Константин Мацан:

— Я вот я как раз хотел спросить. Поделитесь секретом, как работать с маленькими детьми. Спрашиваю, потому что я помню опять же себя, неизбежно к личному опыту обращаюсь. Мне мало доводилось в жизни бывать в настолько хулиганских коллективах, как музыкальные. Что хоры, что оркестры, это самые в хорошем смысле слова шалопаи, которые собираются и организуются в какой-то очень миловидный коллектив, когда поют, но за гранью репетиции, это — «тушите свет». Как вы справляетесь?

Священник Алексей Зайцев:

— Действительно, трудно. Что касается репетиций, во-первых, для меня это темп репетиций, во-вторых, какие-то задачи, которые для них было бы интересно сделать. Вот, разнообразить задачи. Конечно, иногда бывает трудно, они выходят из себя, их собрать совершенно невозможно. У нас все-таки дети какие-то такие... Видимо, эта культурная среда, все замечают, кто приходит со стороны, что у вас дети, как будто другие какие-то, они более, не ругаются, например. Мне кажется, в этом смысле именно нам с этим проще. За нас уже поработали наши отцы, что касается конкретно наших...

Константин Мацан:

— Вы имеете в виду священники в храме?

Священник Алексей Зайцев:

— И священники, и вообще. Если возвращаться к тому, с чего мы начали, что это история-то еще с восьмидесятых годов, тут, мне кажется, у нас сформировался некоторый такой... мы уже не первопроходцы, нам в этом смысле проще.

Ольга Малышева:

— Поколение.

Константин Мацан:

— Но вы работаете с маленькими?

Ольга Малышева:

— Да. У меня совсем малыши, бывают шесть самый младший возраст, шестилеточки, даже есть пятилеточки, их меньше, и до десяти лет. Это, конечно, очень забавный, веселый контингент. Мне кажется, первое, что надо сказать, что детей нужно любить, этих мальчишек нужно любить. Иногда, если ты не можешь остановить какое-то безобразие, ты его возглавь. Иногда я пытаюсь это делать, иногда я пресекаю как-то, иногда даю им пошалить, иногда я вижу, что они работают. И конечно же, верно отец Алексей сказал, я очень внимательно и с большим интересом сама отношусь к репертуару. Если он меня увлекает, если мне интересно, если я их смогу зажечь этим репертуаром, то, конечно же, и они будут работать. В младшем хоре капеллы мальчиков все-таки такой работы, вот сказать им, давайте здесь поработаем над стаккато, легато, над образом, здесь все в более игровой форме происходит. Конечно, им как взрослым, не будешь говорить о каких-то музыкальных постулатах, о чем можно уже со старшими поговорить, но зато через образы, через игру их можно к этому привести. Мы выступаем на фестивалях, на конкурсах, в Петербург ездили, вот сейчас старшие и младшие в Ростов Великий ездили на Сергиевский фестиваль. Это удивительно, как только перед сценой, они себя так ужасно ведут, думаешь, ну все, сейчас будет полный провал. И вдруг они выходят на сцену, они преображаются, становятся какими-то ангелами, они смотрят на тебя, не шелохнутся, они все в этой музыке. И после этого ты готов терпеть снова и снова то, что происходит на репетициях, ты знаешь, какой будет результат.

Константин Мацан:

— А вот вы сказали, репертуар, который вас лично тоже зажигает, вдохновляет. Что это за репертуар? Что вас не зажигает, а что вас зажигает? Например. И почему?

Ольга Малышева:

— Совершенно, это может быть и в классической музыке и в народной, что-то тебя цепляет, начиная с текста, начиная с мелодии, эта мелодия нравится, а эта нет.

Священник Алексей Зайцев:

— Я могу сказать два слова. Все-таки шедевры музыкальные, они не зря шедевры, если это шедевр — значит, это шедевр. Мы стараемся брать шедевры.

Константин Мацан:

— Что, например?

Священник Алексей Зайцев:

— Та же «Попутная песня».

Ольга Малышева:

— Я согласна, шедевр младшему хору не всегда удастся взять.

Священник Алексей Зайцев:

— Из «Реквиема» Моцарта мы пели несколько номеров. (...) Баха

Ольга Малышева:

— Это старший хор, конечно, поет.

Священник Алексей Зайцев:

— Есть такой у меня недостаток, что я усложняю репертуар и пытаюсь довести детей до уровня этого репертуара. Мне кажется, это работает.

Ольга Малышева:

— У отца Алексея такая методика: он берет то, что выше твоих возможностей, дети к этому тянутся. Я помню это еще по нашему студенческому хору, отец Алексей всегда брал очень сложные вещи, но это было действительно интересно исполнять.

Священник Алексей Зайцев:

— Шедевр как бы сам работает за тебя.

Ольга Малышева:

— Он воспитывает.

Священник Алексей Зайцев:

— Он воспитывает, детям становится интересно, и они очень быстро понимают, что это такое, как это прекрасно.

Ольга Малышева:

— В младшем хоре, конечно, я стараюсь брать разнообразные по тематике. Обязательно это будет классическое произведение, обязательно будет духовное произведение, какое они могут спеть. Допустим, иногда исполняем с народными инструментами, гусли привлекаем, ударные разные, перкуссии, это детям очень нравится, это развивает их чувство ритма, и они сами стучат. Разные трещотки, бубны, всевозможные ударные инструменты. Это все можно привнести в русскую народную песню. Так как мальчики не очень любят, повторюсь, петь длинное, что-то такое печальное, протяжное, я их все-таки заставляю это петь и беру в репертуар, чтобы они учились не только быстро и бравурно петь, а учились петь то самое кантилена, которое нужно в пении.

Константин Мацан:

— Если нас сейчас слушают люди, и, может, кто-нибудь заинтересовался и захочет к вам ребенка привести, например, чтобы отдать в хор. Возможно ли это сделать, и как вас найти и так далее?

Ольга Малышева:

— Мы как раз хотели об этом сказать, что в конце учебного года в мае у нас будет проходить набор, прослушивание в младший хор и в старший хор. Можно нас найти по телефону 8-916-097-36-48.

Константин Мацан:

— Давайте повторим сразу.

Ольга Малышева:

— 8-916-097-36-48, Малышева Ольга Олеговна. Это мой телефон. Можно звонить и тогда я расскажу, когда будет прослушивание. Также у нас есть группы в соцсетях, в телеграм-канале нас можно найти по нашему официальному названию «Хоровая капелла мальчиков имени Степана Васильевича Смоленского».

Константин Мацан:

— Ну и теперь под занавес нашего разговора давайте снова к музыке обратимся. Капелла мальчиков исполняет произведение «Брестский трубач», это какой хор?

Ольга Малышева:

— Младший хор.

Константин Мацан:

— Вот собственно младший хор, о котором столько прекрасных слов было сказано, нашу сегодняшнюю программу завершит. Я напомню, что с нами сегодня в студии был священник Алексей Зайцев, старший преподаватель факультета церковного пения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, клирик храма святителя Николая в Кузнецах в Москве. Ольга Малышева, преподаватель хорового училища при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, руководитель младшего хора капеллы мальчиков при Свято-Петровской школе. И Владимир Малышев, супруг Ольги — был с нами, напомню, в первой части программы, после чего был отпущен к ребенку, который ждет нас теперь в аппаратной — руководитель проекта «Через пение к созиданию традиций: Хоровая капелла мальчиков имени Степана Васильевича Смоленского». Я напоминаю, мы слушаем под занавес нашего разговора, как младший хор капеллы мальчиков исполняет песню, произведение «Брестский трубач». Прощаемся с вами. До свидания. У микрофона был Константин Мацан. До новых встреч на волнах радио «Вера».

Звучит пение младшего хора капеллы мальчиков.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем