
Анна Тумаркина
Что такое «детская вера?» Кто-то думает, что это о детской Библии с картинками, но это мне видится иначе. Вот вам моя история. Не совсем детская.
Я поссорилась с подругой. Поссорилась и помирилась, все бывает, однако надо же поворчать и посетовать на жизнь, мы ведь всегда правы, не то, что некоторые. Так вышло, что наши сыновья дружат, и в один прекрасный день моему сокровищу ну просто очень захотелось пообщаться с подружкиным ребенком. Боже, как же мне этого не хотелось, как я старалась избегать встреч с ничего не подозревающей подругой, и меня прорвало:
— Да не хочу я ее вообще видеть! Не-хо-чу!
Реакция сына была на удивление взрослой:
— Мама, а ты просто верь, что она хорошая, она и будет хорошей.
Вот это да, подумать только, у меня дома растет...маленький мудрец? И ведь верит, верит в то, что говорит, по глазам видно.
Я согласилась дать детям поиграть вместе, и ради этого встретиться с виновницей моих душевных терзаний. Пришли на детскую площадку. Я позвонила. Очень надеялась, что она не возьмет трубку, но в голове пронеслось: «А воспринимай догадку сына как некий вызов для себя самой. Вдруг сработает? Ты же веришь в чудеса! Думай так: она хорошая, да, именно она! Хорошая!»
Трубку подруга взяла, и как-то на автомате я пригласила ее погулять. Согласилась. Жду. Вызов — есть вызов.
Вдали показалась знакомая фигура. Как хорошо, что я не имею привычки думать вслух, потому, что...
— Привет, дорогая — улыбнулась при встрече подруга. Это твоему сынуле, смотри, классная футболка, сами рисунок придумали, кажется, ему подойдет.
У меня ступор. Нет, у меня камень с плеч. Три тонны, не меньше. Мне легко и даже весело.
— Спасибо, солнышко. Спасибо.
И я действительно не ожидала такого сама от себя. Все то время, пока мы с сыном ждали ее на площадке, я живо представляла, как меня разнесет от гнева, а внезапно оказалось, что от моей обиды не осталось и следа. Я просто увидела ее, ту самую бяку, действительно хорошей, доброй и родной. Ничего ей говорить не стала, зачем посвящать человека в свои никому теперь уже не нужные переживания.
Хорошо помню, что никакого повода для подарка тогда не было. Подруга просто всегда была хорошей, просто раньше я не догадалась в это поверить. А дети... дети бывают наилучшими учителями веры для своих родителей.
Теперь я учусь вере у сына. «Будьте как дети!» — сказал Спаситель. Та ситуация дала мне возможность прожить эти слова.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема