
Анна Тумаркина
Что такое «детская вера?» Кто-то думает, что это о детской Библии с картинками, но это мне видится иначе. Вот вам моя история. Не совсем детская.
Я поссорилась с подругой. Поссорилась и помирилась, все бывает, однако надо же поворчать и посетовать на жизнь, мы ведь всегда правы, не то, что некоторые. Так вышло, что наши сыновья дружат, и в один прекрасный день моему сокровищу ну просто очень захотелось пообщаться с подружкиным ребенком. Боже, как же мне этого не хотелось, как я старалась избегать встреч с ничего не подозревающей подругой, и меня прорвало:
— Да не хочу я ее вообще видеть! Не-хо-чу!
Реакция сына была на удивление взрослой:
— Мама, а ты просто верь, что она хорошая, она и будет хорошей.
Вот это да, подумать только, у меня дома растет...маленький мудрец? И ведь верит, верит в то, что говорит, по глазам видно.
Я согласилась дать детям поиграть вместе, и ради этого встретиться с виновницей моих душевных терзаний. Пришли на детскую площадку. Я позвонила. Очень надеялась, что она не возьмет трубку, но в голове пронеслось: «А воспринимай догадку сына как некий вызов для себя самой. Вдруг сработает? Ты же веришь в чудеса! Думай так: она хорошая, да, именно она! Хорошая!»
Трубку подруга взяла, и как-то на автомате я пригласила ее погулять. Согласилась. Жду. Вызов — есть вызов.
Вдали показалась знакомая фигура. Как хорошо, что я не имею привычки думать вслух, потому, что...
— Привет, дорогая — улыбнулась при встрече подруга. Это твоему сынуле, смотри, классная футболка, сами рисунок придумали, кажется, ему подойдет.
У меня ступор. Нет, у меня камень с плеч. Три тонны, не меньше. Мне легко и даже весело.
— Спасибо, солнышко. Спасибо.
И я действительно не ожидала такого сама от себя. Все то время, пока мы с сыном ждали ее на площадке, я живо представляла, как меня разнесет от гнева, а внезапно оказалось, что от моей обиды не осталось и следа. Я просто увидела ее, ту самую бяку, действительно хорошей, доброй и родной. Ничего ей говорить не стала, зачем посвящать человека в свои никому теперь уже не нужные переживания.
Хорошо помню, что никакого повода для подарка тогда не было. Подруга просто всегда была хорошей, просто раньше я не догадалась в это поверить. А дети... дети бывают наилучшими учителями веры для своих родителей.
Теперь я учусь вере у сына. «Будьте как дети!» — сказал Спаситель. Та ситуация дала мне возможность прожить эти слова.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица