У нас в гостях был духовник Алексеевского женского монастыря в Москве протоиерей Артемий Владимиров.
Мы говорили о летнем отдыхе детей, о том, как правильно организовать досуг, каких ошибок и опасностей стоит избегать, а также о том, как совместить каникулы и храмовую жизнь.
Тутта Ларсен
— Здравствуйте, друзья, вы слушаете «Семейный час» с Туттой Ларсен на радио «Вера». А у нас в гостях старший священник и духовник Алексеевского женского монастыря в Москве, член Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства и детства, протоиерей Артемий Владимиров.
Протоиерей Артемий
— И я, дорогие друзья, приветствую вас. И должен вам признаться, что самая любимая мной пора это жаркое лето, я существо теплолюбивое.
Тутта Ларсен
— Абсолютно здесь с вами солидарна. Но я думаю, что для вас лето это еще и возможность немножечко выдохнуть, поскольку вы педагог и для вас летние каникулы это, ну наверное...
Протоиерей Артемий
— Радость со слезами на глазах.
Тутта Ларсен
— Самая ожидаемое в году время.
Протоиерей Артемий
— Действительно.
Тутта Ларсен
— Как и для детей, собственно.
Протоиерей Артемий
— Конечно. Нельзя все время учиться, иначе можно в какого-то киборга превратиться.
Тутта Ларсен
— Так вот, вы-то, как человек взрослый, прекрасно знаете, чем занять свое лето. А вот родителям деток, которые ушли на каникулы, зачастую сложно выстроить какое-то с их точки зрения правильное и рациональное времяпрепровождение ребенка на каникулах. Давайте поговорим о детях в летнее время.
Протоиерей Артемий
— Да. Тем паче я был в одной небольшой государственной школе, в 5 классе, и передо мной лежал список рекомендованной литературы. Удивился: несколько десятков книг, среди них «Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя, Санкт-Экзюпери «Маленький принц», Жюль Верн «Дети капитана Гранта».
Тутта Ларсен
— Вот это, кстати, один из таких камней преткновения для родителей. Потому что мы, понятное дело, хотим, чтобы лето для детей было каким-то временем настоящего отдыха. А ни для кого не секрет, что современный ребенок нынче занят почище, чем его родители, и график у него более напряженный и плотный. Потому что кроме школы с домашкой у него еще и кружки, и спортивные секции, и какие-то развивашки — экскурсии и поездки, и прочие познавательные мероприятия. И понятно, что нам бы хотелось, чтобы летом деточка немножко выдохнула.
Протоиерей Артемий
— Я до их пор благодарю свою бабушку — нас трое внуков, мы были под ее крылышком. И интересно, что она приняла для себя такое решение: не отдавать детей в пионерские лагеря, но достигла с родителями соглашения, и на три месяца мы выезжали куда-то в Подмосковье — на Москва-реку или Оку. И помнится, я даже не просто считал дни, когда грузовик подъедет, и мы побросаем туда корзины, котомки, подушки и обязательно маленькую собачонку, но часы. Если вдруг зарядит дождик и переезд откладывался — я не стеснялся слез и плакал в передней, как какой-то мокрый суслик, исходил слезами, настолько душа моя рвалась на лоно русской природы.
Тутта Ларсен
— А чем вы занимались летом там?
Протоиерей Артемий
— Бабушка была настолько умна, что предоставляла нам, отрокам, конечно же, на лоне природы проводить целые дни. Это были и какие-то детские высиживания у реки с удочкой, это и, конечно, прогулки. Ну я был таким грибником, что развил в себе способность находить грибы даже под землей. И когда пришла мне пора жениться, и мы гуляли с будущей супругой в Подмосковье, я ей показал что-то из этого навыка. И она была настолько сражена успехами — я чувствовал грибы, как будто бы у меня встроен локатор, —что сразу дала согласие выйти за меня замуж.
Тутта Ларсен
— Ну то есть вы, как это у нас в семье называется, все лето «гекельберифинили».
Протоиерей Артемий
— «Гекельберифинили», но при этом все-таки мы были читающими мальчишками. Не могу сказать, чтобы день-деньской мы читали и пропускали погожие денечки, нет, — река Ока, противоположный берег Оки это плоские пляжи, это какой-то незатейливый футбол, это бадминтон. Но с книжечкой уединяться мы могли вечерами. Ну, слава Тебе, Господи, тогда программа не была так перегружена, нам не нужно было к 1 сентября что-то судорожно догонять из области математики или литературы, все-таки мы наслаждались абсолютной свободой.
Тутта Ларсен
— И с книжечкой вы по собственному почину уединялись...
Протоиерей Артемий
— Да, безусловно.
Тутта Ларсен
— А не потому, что это было таким обязательным.
Протоиерей Артемий
— Я помню только мучения, наверное, в 1-2 классе, когда нужно было подружиться с книжечкой. Но после того как определенный барьер был преодолен, часто-часто приходилось улетать в мир Атоса, Портоса, д’Артаньяна, следовать за герцогом Букингемским. К Миледи я оставался равнодушен.
Тутта Ларсен
— Ну вот для большинства современных родителей такое лето, как проводили вы в своем детстве, это похоже и на мое лето, хотя я не избежала пионерских лагерей, но мне там было здорово, я любила туда ездить, мне там было очень интересно.
Протоиерей Артемий
— Не обижали вас там?
Тутта Ларсен
— Нет, меня не обижали. Как-то мои родители тоже выбирали какие-то очень правильные лагеря...
Протоиерей Артемий
— Приличные.
Тутта Ларсен
— Да, где было здорово, где можно было развиваться, творчески самовыражаться. И всегда как-то я там была всю жизнь культмассовый сектор: все праздники были мои — все конкурсы инсценированной сказки, песни и спектакли — все было мое, все эти смотры отрядных песен, девизов ...
Протоиерей Артемий
— Травм не получали часом, серьезных?
Тутта Ларсен
— Нет.
Протоиерей Артемий
— Слава Тебе, Господи.
Тутта Ларсен
— Нет, как-то все обошлось, и действительно в лагерях было здорово. Но для сегодняшнего родителя это времяпрепровождение, когда ребенок целыми днями торчит в лесу, на речке там, на футбольном поле — это какая-то прямо пустая трата времени. Это просто вот ну расточительство, и тунеядство, и паразитизм. Ребенок должен за лето... Все равно чего-то должен: либо прочесть этот список литературы, либо, я не знаю, там освоить какие-нибудь новые навыки или вершины и спортивные достижения, либо выучить какой-то язык, обязательно в языковой лагерь съездить. Либо помочь, в конце концов, бабушке картошку посадить и от колорадских жуков ее сохранить. Ну вот так вот, чтобы ребенок все лето ничем не занимался, а занимался только собой и своими детскими делами — это довольно для многих родителей проблема. Мне вот лично, как маме, кажется, что для ребенка ничего важнее его личных детских дел нет. И для меня наоборот, как-то я вхожу в конфликт с этим списком литературы, потому что понятно, что его надо прочесть, и мне приходится все-таки регламентировать там, да, вот мы даже в отпуске, мы хотя бы час обеденный читаем.
Протоиерей Артемий
— Да-да.
Тутта Ларсен
— Хотим мы этого или нет, но надо, да, но это все-таки час в день и не более, в 13 лет. А в остальное время мне хотелось бы, чтобы мои дети занимались тем, что им нравится и интересно, потому что я считаю, что это тоже очень важно. Это не пустое времяпровождение, это их какое-то личное развитие — там общение с букашками, или там с друзьями, или с велосипедом — это все тоже очень важно. Ну может быть, я не права. Может быть, ребенок не должен расслабляться, потому что действительно потом в сентябре их трудно собирать.
Протоиерей Артемий
— Видимо, истина находится, как всегда, в золотой середине.
Тутта Ларсен
— Out there.
Протоиерей Артемий
— Я бы представил летнее время для ребенка какой-то мозаикой, умело выложенной родителями, с разными взаимодополняющими элементами. Да, действительно, детство не было бы золотым, если бы дети не собирались в приличном для себя обществе, и мы бы издалека контролировали это общение; если бы ребенок не укатил на самокате хоть на какое-то расстояние от бдительного ока бабушки; если бы мы не предоставили ему более свободный режим: отойти ко сну или утром выспаться. И в кто-то излишней тщательной регламентации, даже в летнее время, его режима все-таки содержится определенное подавление личности. С другой стороны, совершенно правильно... Знаете, я как-то был в День народного единства, когда этот праздник учредили, приглашен в Георгиевскую залу Кремля. Это было первое президентство Владимир Владимировича, и после торжественной церемонии, сидели все за столиками своими, мы приступили к трапезе. И вот там мне запомнилась инкрустированная какая-то буженинка — не просто кусочек мяса, а вот с инкрустацией. Вот такую инкрустацию родители должны таки делать: час чтения... А как освободить дитя от каких-то естественных домашних обязанностей? Принимать участие в мытье посуды. Знаете, если это бывает отдых «дичком», у костра — определенная романтика в том, чтобы и котелок почистить, и ошметки еды вынести куда-нибудь на речку для подкормки ершей или пескарей. И не просто превращать дитя в маугли, но разнородные элементы необходимого и личного, и общественного. Но так, чтобы это было не в тягость а в радость, чтобы все покрывало общение с природой, веселое дружество. Конечно, какой-то большой удел должен быть отдан спортивным играм и гулянию — это не бесцельное слоняние и шатание. Я вспоминаю свой детский мир: я обладал вот этой способностью собирать грибы, и мог рано утром, еще до того, как бабушка просыпалась, тем паче мой брат-близнец. Уже тогда он был в свои там десять лет прекрасным пианистом-исполнителем, совершенно не чувствовал и не понимал грибов. Всегда во время общественных походов ходил по пятам, ныл, и когда я уже вот свой локатор устремлял на гриб, он бросался и похищал его. Ну каждому свое. Мне помнится, как я час и два мог совершенно один, мальчиком пяти... ну не пяти, наверное, семи-восьми лет бродить по утреннему лесу, как заядлый грибник, с палочкой. Но даже не только грибы были предметом моего стремления, но само это уединение, красота природы. Я, конечно, тогда у меня не было такого эстетически развитого чувства, чтобы любоваться восходом солнца. Но вот этот шелест листвы, какие-то думы внутренние, я помню, приносили мне такое удивительное наслаждение. И, наверное, отдых, потому что душа ребенка реставрируется, когда находится сама в себе и с собой.
Тутта Ларсен
— А ведь есть еще дети, которые профессионально занимаются спортом, например, ну или там серьезно как-то. И родители их отправляют на пол-лета в какие-нибудь спортивные лагеря. С одной стороны, здорово — ребенок приезжает крепкий, мускулистый, с какими-то новыми навыками. Но с другой стороны, получается, он просто сменил одну работу на другую?
Протоиерей Артемий
— Если речь идет о большом спорте и особом виде амбизциозности, жертвой которого становится ребенок, амбициозности тренеров или тех же родителей — конечно, большое искусство, как и большой спорт, требует зачастую неоправданных жертв. Только если уже есть внутренняя мотивация, когда дитя, познав сладость успеха, понимает, что необходимо себя во многом ограничивать. Я вот, например, хожу в балетную академию раз в два-три месяца, вот у меня будет последний визит на днях — на Фрунзенской есть лучшее в мире учебное заведение, там учатся, наверное, человек 300–400 соотечественников и человек 200 иностранцев со всего мира. Эти дети просто заложники высокого искусства — три в одном: общеобразовательная, музыкальная и балетная школа. Но они настолько развиты, они настолько пластичны, у них даже речь отличается каким-то литературным изяществом. Я в восторге от этих детей, хотя вижу, что...
Тутта Ларсен
— Детства нет у них.
Протоиерей Артемий
— Будущность, наверное, у них непростая. Они даже лишнего кусочка себе позволить съесть не могут. Хотя дети, увлеченные своим делом, они уже как бы летают в эмпиреях высокого искусства. Но вопросы, наверное таки, остаются. Остаются, потому что если жизнь ребенка это уже заданность, это вектор, устремленный к определенным высотам, ему трудно быть наедине с собою. Может быть, все-таки родителям — ну каждому свое, но хочется пожелать родителям, чтобы они предоставили хотя бы летом ребенку возможность побыть самим собою, отвлечься от каких-то целеполаганий. А может быть, всего лучше разделять с детьми их досуг, и потешаться, и купаться взрослым и детям по-детски, сдружиться, восполнить тот дефицит общения, который, к сожалению, выпадает на долю городских детей и вечно работающих родителей.
Тутта Ларсен
— Вы слушаете «Семейный час» на радио «Вера» с нашим гостем, протоиереем Артемием Владимировым. Говорим о том, стоит ли занимать детей летом или дать им отдохнуть и заниматься исключительно своими детскими делами. Есть такой институт возрастной физиологии, его возглавляет замечательный педагог, ученый, Марианна Михайловна Безруких. В этом институте изучается поведение, здоровье, воспитание дошкольников и младших школьников до подросткового возраста. И вот Марианна Михайловна говорит о том, что ребенку в таком возрасте необходимо минимум два часа свободной игры в день для нормального развития и нормальной функции его детского организма. И это не считая прогулок на свежем воздухе. Просто свободной игры — когда ребенок предоставлен себе, своим игрушкам, может быть, каким-то своим друзьям, его игра никак не регулируется взрослыми, никак ими не регламентируется и не модерируется. Ну я не знаю таких детей, у которых сегодня есть в этом возрасте два часа свободной игры в день и еще час прогулки каждый день будний. Мы своим детям устроили очень непростую жизнь. И, может быть, действительно стоит им хотя бы летом предоставлять такую возможность. С другой стороны, и вы тоже об этом сказали, все-таки уж совсем прямо дать ребенку расслабиться не очень хорошая идея, потому что к сентябрю его просто невозможно будет обратно в русло учебного процесса безболезненно загнать. А как договориться с ребенком? Вот, как правило, все-таки мы уже говорим о младших школьниках или там уже о подростках. Потому что все-таки для дошколят лето и лето, ну там бабушке помог там с огородом и все. И такой ребенок уже в семь-восемь лет он может сказать: а почему я должен читать эту страничку в день? А почему я должен там, я не знаю, делать упражнения по математике из Петерсона за 7 класс, я только 6-й закончил и хочу отдохнуть. И тут действительно пробудить в ребенке мотивацию, особенно если ты в этот момент находишься где-то летом на море, очень и очень трудно.
Протоиерей Артемий
— Это педагогический талант, который должен раскрывать в себе каждый папаша и каждая мамаша. Вспоминаю бабушку. Бабушка отдавала все свои силы нам, внукам. Она брала огонь на себя, мы были с нею, и как мне памятны ее уроки. Вот, например, геркулесовая каша. Я, посетив одну школу и проводив на каникулы детей, с молодыми родителями зашел в уютную забегаловку и потребовал геркулесовой каши. И вспомнил бабушку, которая никогда просто так нам не давала эту кашу. Но, женщина с большим кругозором и интеллектуальным цензом, IQ, она так вот нас приглашала: «Кто хочет прыгать высоко, хочет бегать далеко? Кто сегодня будет есть геркулесовую кашу?» И, конечно, мы всегда эту кашу с удовольствием лопали, поставив лишь одно условие: чтобы в ней не было комков. Боялись этих самых комков. Бабушка воспитывала нас исподволь. Вот я сейчас вам расскажу такую позорную историю, что, может быть, вы откажетесь уже в будущем со мной встречаться на радиостанции «Вера». Помню: Ока, бабушка под зонтиком отдыхает в своем скромном купальном костюме, женщина среднепожилого возраста. Я, пятилетний глиста, такой мальчик, всем интересующийся, но однако поддающийся чужому влиянию, оказываюсь на колхозном поле. Два мальчишки — они казались мне великанами, лет по 12, говорят: «Ну что, давай бабушке сделаем подарок?» Морковное поле. Морковка еще только-только вот ботва показалась. Они меня научили (видимо, решили выставить на посмех) собирать, выдергивать ту морковку, где была очень тоненькая ботва. Сами искали морковку толстую, была там и такая. И я набрал целый пук вот этих с колхозного поля тощих, нитевидных вот этих морковочек, как вредитель, сам того не понимая, и в охапку с этим пуком иду уже на пляж. Бабушка серьезно беспокоилась: куда делся Тёмочка, один из трех внуков? И дачники, прекрасно понимая, откуда я вернулся, смотрели на меня, широко раскрыв глаза. И бабушка увидела своего внука, который свершил такое преступление. Нет, бабушка никогда не трогала нас и пальцем. Всегда ее выразительные взоры, ее полные укоризны слова возвращали нас с неба на землю. Вот ее уроки, что такое хорошо, что такое плохо, живы и по сей день. Она как-то очень удачно совмещала, как я сейчас, задним умом понимаю, принцип свободы и принцип принуждения. Наверное, любовь учила ее подыскивать слова. Притом что мы не чувствовали никогда угнетения, излишнего пресса. А с другой стороны, вот вырос у нее под крылышком пианист-исполнитель — мой брат, лауреат конкурса Чайковского, VI конкурса Чайковского; вырос филолог, член Союза писателей России, к тому же еще и батюшка; вырос физик-теоретик — мой старший брат. Как это вот люди того поколении умели сочетать полезное и приятное: журили, но и мотивировали похвалой, отпускали нас на все четыре стороны, а вместе с тем как-то приобщали к культуре чтения — до сих пор не могу разобраться.
Тутта Ларсен
— Как включить в себе эту разумную педагогику? А если она не включается, то как объяснить ребенку необходимость ежедневного хотя бы часа занятий, например, подготовки к школе или чтения?
Протоиерей Артемий
— Думаю, здесь место должно быть каким-то наводящим вопросам: «Дорогой зайчик, хочешь ли ты остаться тупым как индюшка? Хочешь ли быть хромой уткой? Воодушевляет ли тебя перспектива быть тем, кто не хватает с неба звезд? Или все-таки: вставайте, граф, вас ждут великие дела! Тяжело в ученье — легко в бою...» Нужно сказать, что взрослые должны уметь принимать компромиссные решения. Начинаем читать вместе — и чтение вслух разохочивает иных митрофанушек к чтению самостоятельному. Но, впрочем, не всегда, не всегда бабушка преуспевала. Я помню мучительные занятия на скрипке. Мне хотелось быть свободным, а бабушке было желательно, чтобы я не оторвался совершенно от моего сверхталантливого брата, пианиста-исполнителя. И я помню эти мучения со скрипкой: какой-то старичок, муж ее подруги, говорил мне, сколь прекрасен этот инструмент, воспроизводил нежные гармоничные звуки. А я смотрел на него, собрав глаза в кучку, и помышлял о побеге — в область чистых нег задумал я стремительный побег. Кончилось тем, что скрипочка так и осталась в своем футляре, и я променял ее на футбольный мяч. Тем не менее минуты преодоления, когда вы через «не хочу» собираетесь, они страшно полезны. В этом смысле и незнакомые иностранные слова, и какие-то полстранички русского текста, умение отбросить это ужасное «хочу — не хочу» — думается, что без этого мы бы никогда не сформировались. И серьезную озабоченность у воспитателей вызывают те современные малыши, которым родители все предоставили на откуп, и которые так с детских лет и не научаются делать не то что хочется, а то что нужно.
Тутта Ларсен
— То есть есть смысл надавить и настоять, даже если дитя сопротивляется и требует заслуженного отпуска?
Протоиерей Артемий
— С улыбкой, с ласковыми словами, уделяя личное внимание ребенку. Тетиву то отпустишь, то натянешь — подход должен быть многовекторный, как иногда такие выражаются политики, неприятные вещи говорить с приятностью. Но отдать ребенка во власть его «хочу — не хочу» — дело очень опасное, потому что можем привести его к какому-то тупику: дитя, зачерствевшее в своем самоволии, может просто заболеть от собственного эгоизма. И тут уж, наверное, каждый должен искать свой индивидуальный подход к ребенку, его зная сильные и слабые стороны, пытаться все-таки не подавлять его, но выводить его на простор речной волны. Тут уж все средства хороши, важен результат.
Тутта Ларсен
— Ну то есть все-таки лето это не повод для полного расслабления, да?
Протоиерей Артемий
— И полного отрыва от действительности. В конце концов, все-таки человек это не страус, который будто бы зарывает голову в песок. Лето красное бежит быстро, как мы помним басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей», поэтому наблюдать часы, дни и месяцы нам нужно. И сама наша жизнь, отпущенная нам, подобна лету — некогда будет экзамен, последний экзамен. Нам нужно и летом, так сказать, готовиться. Цыплят по осени считают. Думается, что самое главное это уметь создать атмосферу. Как мы говорим, потехе час...
Тутта Ларсен
— А делу время?
Протоиерей Артемий
— Да, чередовать, соединять светлое и не очень светлое, радостное и будничное. Из таких чередований, из такой амплитуды и созидается день подростка и наш собственный день, и вся наша жизнь. Нет только белых полос, нет только черных полос, но есть сочетание клавиш — черного и белого, светлого и темного, только не горелого.
Тутта Ларсен
— Продолжим разговор через минуту.
Тутта Ларсен
— Вы слушаете программу «Семейный час» на радио «Вера». В студии Тутта Ларсен и наш гость, старший священник и духовник Алексеевского женского монастыря в Москве, член Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства и детства, протоиерей Артемий Владимиров. Говорим о том, чем занять ребенка летом. Так бывает, что как раз лето все-таки это время отдыха не только для ребенка, но и для взрослых, и духовная церковная жизнь в этот момент, она тоже как-то немножко ослабевает. Либо мы куда-то уезжаем, и там нет храма или там чужой храм, нам туда ходить не хочется. Либо мы спим подольше и ходим не на все службы. По опыту собственному знаю, что летние посты держатся гораздо менее охотно и строго и тщательно, да, чем посты холодного времени года. Ну такое небрежение и расслабление все-таки находит на взрослых, что уж говорить о детях. Нужно ли и здесь как-то давать ребенку послабление?
Протоиерей Артемий
— Дети — особая статья. И я вот смотрю на наших московских деток, только сегодня наблюдал за ними: иногда такая бледность личика, какое-то такое субтильное состояние физики. Думаю, что православные родители должны быть хорошими и терапевтами, и физиологами, и психологами. И понимать должно, что натуральные продукты есть и есть возможность до них добраться. Яички из-под курочки, которую никто не кормит гормонами, творожок рассыпчатый, натуральный с его кальцием — это лекарство. И поэтому строжничать, наверное, было бы неправильно, учитывая время, в которое мы живем и достаточно нездоровую среду обитания. Все-таки важен результат: пост должен делать нас здоровыми, а не больными. И нам нужно, чтобы ребенок напитался калориями, напитался энергией света, оздоровился бы на свежем воздухе, чуть-чуть свой иммунитет, в конце концов, восстановил от бесконечных соплей и насморка. Я вот до сих пор немножко гнусавлю, являясь жертвой урбанизации. И если бы у родителей была свобода моделировать лето, то мне кажется, необходимо было бы сочетать разные виды отдыха. Что может быть романтичнее недели, проведенной «дичком»? Ну кто-то может себе позволить путешествие по греческим островкам в Эгейском море, а кто-то походы по родному Подмосковью. Думается, что у нас в России, как и в Греции или в Сербии, есть замечательная возможность сочетать туризм и паломничество. Потому что и отдохнуть на берегу реки, разбить палаточку, привить ребенку какие-то навыки такой пионерской, общинной жизни, с выходом в день Илии пророка или Успения в Божий храм — это просто здорово. В памяти всегда у нас запоминаются такие праздники и такое времяпрепровождение, когда мы сочетали труд, молитву и отдых, когда прилагали определенные труды. Вот сейчас вся Россия готовится к двум крестным ходам: Великорецкий крестный ход в Вятской губернии и знаменитый Екатеринбургский крестный ход — Царские дни, столетие со дня убиения Государя. И может быть, кому-то из родителей было бы интересно поразмышлять о том, чтобы на два-три денька, подготовившись с детьми, выбрав правильную обувь, поучаствовать в этом Великорецком крестном ходу. Десятки тысяч людей, притом все организовано: пожалуйста, вам автобус едет, если устал ребенок, трапеза там заранее планируется. Но такая мощь и сила духа: общественное богослужение на открытом воздухе, Царские дни — ночная литургия и поход на Ганину яму. Для христианских семей это, конечно, замечательное сочетание высокого и молитвенного вдохновения и каких-то трудов, когда вы идете, ну с навьюченным каким-то детским рюкзачком шествует отрок — есть о чем помечать.
Тутта Ларсен
— Ну вообще для детей это такой... Ну у меня вопрос, будет ли это отдыхом для ребенка, потому что...
Протоиерей Артемий
— В малом объеме. Пусть это не нужно выстраивать там всю неделю, но денек-второй. Ну это очень интересно, и по опыту я знаю, что дети с восторгом разделяют общие труды, лишь бы только они не превышали их силы.
Тутта Ларсен
— Потому что есть обратная ситуация, да, когда родители ребенку говорят: вот, отлично, ты больше не ходишь в школу, значит у тебя свободное утро. Значит, твоя церковная жизнь будет более интенсивной, ты будешь большее количество литургий посещать. И вот мы поедем в паломническую поездку. И понятно, что для взрослых соединить отпуск и паломничество это замечательная идея, но для детей это часто оказывается довольно серьезным испытанием. И не говоря уже о том, что ну просто иногда бывает это скучно.
Протоиерей Артемий
— Здесь можно было бы сослаться на опыт нескольких гимназий московских, которые многие годы, скажем, выезжают под Оптину пустынь. Детей там никто не принуждает слишком часто ходить в храм, но это костры — вспомним наше пионерское прошлое, — это прогулки, это какие-то игры. И завершение, кульминация — праздничная служба. А чего стоит приготовленный совместными трудами обед, костровые, дежурные. Есть такой замечательный лагерь в Богослово, где-то на реке Волге — наша традиционная гимназия московская, храм Николы в Кузнецах. Там уже многолетний опыт, пионервожатые или просто вожатые уже сменяют один другого. И это полноценный летний отдых, где дети находятся в родственной для себя среде, где не слишком им прискучивает родительское внимание, разочек только родители приезжают. Но вместе с тем драгоценный опыт социализации — один за всех, все за одного, какие-то не обременяющие тебя обязанности, которых с тебя никто не снимет. И сегодня между прочим, вот я своего внучека выросшего (это внук моего брата по существу, но как бы мой внук) вот в прошлом году, учитывая его интересы, где-то в Подмосковье — такой рыбацкий уклон, детей учат ловить рыбу, мальчики проводят время где-то у девственного озера, но вместе с тем общинная жизнь. А на вторую смену заслали его в Крым — какие-то узенькие тропки, степной, горный Крым, и это очень интересно. Сегодня, между прочим, такие инструкторы, православные люди с воинскими навыками — для мальчишек это совершенно необходимо, чтобы не вырастали из них барчуки, маменькины сынки, компьютеризированные какие-то личности. И вот две недельки в добавление к личному общению родителей с детьми на даче — это замечательно.
Тутта Ларсен
— Кстати, про лагерь — да, это такой очень частый выбор родителей с точки зрения досуга для ребенка на каникулах. Особенно если родители не могут сразу уехать в отпуск, здорово, когда ты можешь отправить свое чадо на пару недель куда-то еще отдохнуть, или действительно выучить язык, или научиться удить рыбу, или там какими-то другими навыками обрасти. Но тут тоже для там христианской семьи есть масса вопросов, поскольку если ты отправишь ребенка в православный лагерь, то, наверное, ты рассчитываешь на то, что он там будет находиться в своей среде, в каком-то понятном ему контексте. Но, допустим, ты хочешь отправить ребенка не в православный лагерь, а сейчас есть, например, какой-нибудь кинолагерь замечательный, где ребенка учат снимать кино или там, повторюсь, языковой, или спортивный, или там лагерь Политехнического музея, где дети осваивают азы науки и техники, там робототехники и так далее. Но здесь ребенок из православной семьи оказывается ну в какой-то иной среде. И для многих родителей это проблема, они боятся, что ребенка чему-то дурному научат. Вот он тут живет в православной семье, ходит в православную гимназию, дружит с детьми из таких же православных семей, а тут он оказывается ну как бы в более открытом обществе...
Протоиерей Артемий
— Пространстве.
Тутта Ларсен
— Пространстве, в другом мире. И родители думают: вот привезет оттуда что-нибудь дурное, новые слова или новые навыки какие-то...
Протоиерей Артемий
— Дурного набраться ребенок на практике может везде и всюду, даже в так называемом православном контексте. Потому что вывеска это одно, а умы, сердца и язычки современных детей это другое. Конечно, важен возраст. Если зайчику 5-6 лет, то было бы странно выдернуть его из семейного контекста и поместить его в незнакомую и опасную для нравственности среду. Если это подросток, то здесь нужен просто контроль и выяснение, каковы условия пребывания ребенка, кто следит там из старших за ними. К сожалению, сегодня уровень культуры достаточно сильно упал самих родителей. Нам важно, дорогие друзья, когда речь идет о подростках, очень важно, чтобы дети не заразились нецеломудренными вещами. Их и непросто уберечь, учитывая гаджеты и телефоны в руках. И, конечно, формируются уже наши мальчики и девочки очень быстро, вырастают, акселераты, физиология меняется, игра гормонов. И, конечно, в этом смысле очень важно, чтобы дети не потеряли девство и детство, и в этом смысле опасения волне оправданы. Поэтому нужно не просто прочитать о том или ином лагере, но деятельно поинтересоваться, каковы правила общежития, не опасна ли атмосфера с нравственной стороны. Вторая проблема это агрессия. Совсем не хотелось бы — я вот помню свой единственный отдых: зимние каникулы, от энергетического института, где моя мама преподавала, нас направляют, двух братьев близнецов, в Фирсановку, детский лагерь. И вот спортивные какие-то состязания, нам позавидовали шпанистые ребята старшие, проигравшие у нас матч в хоккей. И помню далеко не самые приятные встречи под луной, поздним вечером, когда наняли каких-то деревенских, которые...
Тутта Ларсен
— «Местные» — страшные были люди.
Протоиерей Артемий
— Чуть было нас не побили серьезно. Но благодаря моей дипломатической какой-то сноровке мы отдали им клюшки, но остались живыми и здоровыми. Но эти детские страхи определенный отпечаток в душе оставили.
Тутта Ларсен
— Но это даже, может быть, не так драматично, когда там прямо нарушаются действительно либо правила общежития, либо угроза жизни или девству ребенка. Но все-таки есть такие нюансы: там ребенок из менее целомудренной семьи, чем твоя, уже посмотрел какие-то фильмы или поиграл в какие-то игры, о которых он расскажет твоему ребенку. И тот тоже, возможно, соблазнится и захочет в этом поучаствовать. Или то же сквернословие. Например, вот есть такой замечательный лагерь навыка, куда ездил мой Лука, у них там, я не знаю, мне кажется, я вам рассказывала, но повторю еще раз: у них такое наказание там есть для подростков за скверные слова...
Протоиерей Артемий
— Нет, не рассказывали.
Тутта Ларсен
— Если услышали вожатые, что кто-то ругается — его ставят на табуретку, и он читает стихотворение вслух, как маленький.
Протоиерей Артемий
— Чудесное наказание!
Тутта Ларсен
— Да. Мне вот тоже очень понравилось такое. И ну в 13 лет это уже прямо очень так неловкая ситуация для человека. Поэтому он будет десять раз следить за своим языком.
Протоиерей Артемий
— Весьма гуманно, интеллигентно и креативно, я бы сказал.
Тутта Ларсен
— Да. А главное, приходится стихи вспоминать какие-то из школьной программы, тоже проходить пройденное.
Протоиерей Артемий
— «Вот моя деревня, вот мой дом родной...»
Тутта Ларсен
— Да. Но, тем не менее, вот все равно боятся родители, что приедет деточка с каким-то новым багажом знаний, да, с каким-то грузом. И как тогда, отправляя ребенка в лагерь, можно ли какую-то прививку ему?
Протоиерей Артемий
— Нужно сказать, что сегодня очень строгие требования к лагерям, в силу трагедии этой на Сямозере прошлого года. И многие избегают теперь организаторы лагерной системы, а организуют семейный отдых. И мне кажется, хороший компромисс, когда мама со своим зайчиком, с разрешения папы или вместе всей семьей, выезжают куда-нибудь на водохранилище: определенный социум складывается, дитя вроде при вас, но при этом все отдельно взрослые собираются вечерком, какой-то вдруг ликер тайно у них появляется за педагогическим собеседованием. А дети прыгают на батуте, купаются под присмотром взрослых. И вот такие семейственные собрания, семейные лагеря это замечательное дело. Во многих губерниях и епархиях от Православной Церкви организуются такие выезды. Иные храмы у нас в Москве и даже обители, скажем, Данилов монастырь, имеют уже насиженные места, уже приобретен большой опыт, где и дитя у вас перед глазами, и природа девственная, и общение взрослых, детей. Мне как батюшке регулярно где-то на Урале приходится посещать такие лагеря в качестве свадебного генерала и Деда Мороза. И это тоже хороший выход из положения...
Тутта Ларсен
— Такая альтернатива.
Протоиерей Артемий
— Да, потому что и овцы целы, и волки сыты.
Тутта Ларсен
— Это «Семейный час» с Туттой Ларсен на радио «Вера». Продолжаем разговор с протоиереем Артемием Владимировым о том, чем занять ребенка летом и как сделать детский летний отдых полноценным и в то же время благочестивым и полезным. Мы с вами говорили о прививке и о том, что ребенок, который едет в лагерь, он все-таки должен блюсти целомудрие. И я вспомнила историю одной своей знакомой, которая девочка была на домашнем обучении и росла таким нежным цветочком, хотя у нее были какие-то активности, то есть ну она социализировалась — и спорт, и танцы, и еще чего-то. И уехала девочка в лагерь, и приехала беременной оттуда. В 16 лет.
Протоиерей Артемий
— Да, бывает и такое. Бывает.
Тутта Ларсен
— Хотя вроде бы в семье ну вопросы целомудрия были всегда обозначены, и это благочестивая прекрасная семья. Ну вот что-то пошло не так. И лагерь хороший, да, ну вот...
Протоиерей Артемий
— Сейчас, к сожалению, даже дети, просвещенные верой, воспитываются иначе, и некоторые границы стерты и красные линии легко удобопреступны. Может быть, для наших родителей представит интерес еще такой вариант. Есть у нас в России обители, которые находятся на природе, где-то на водоемах. Ну например Нило-Столобенская пустынь. До революции, представьте себе, она стояла на втором месте по посещению паломниками после Иерусалима.
Тутта Ларсен
— Да вы что?
Протоиерей Артемий
— Это было место всероссийского паломничества. Сейчас пустынь возрождена, есть там неподалеку и женский монастырь. Вот у меня очень хорошие отзывы, когда родители — кто-то «дичком» разбивает палатку близ стен обители, кто-то устраивается в гостинице в современных обителях, монастырях. Скажем, Иоанно-Богословский монастырь под Рязанью — вы увидите такие замечательные гостиницы, которые ничем не уступают гостиницам Венеции и Парижа. И вместе с тем царство природы — источники, купания. Остановиться в обители вовсе не означает, что вы призываетесь к утре-вечернему богослужению ежедневному, нет, все должно быть ранжировано. Но на практике для детей познакомиться с телятами, посмотреть, посетить коровник просто в качестве экскурсии, посмотреть, как пасутся лошади, а может быть, подержать хотя бы шутки ради косу в руке — полный, щенячий восторг. Пообщаться с кем-то из братий: этот брат заведует баней — и вот вы полешки туда поднесете; а вот кто-то на кухне, поваром — приобщит вас к искусству приготовления пирогов. Вот мне вспоминается монастырь отрока Артемия Веркольского, святого, в честь которого я назван, — русский Афон, Архангелогородская область. Пинега — мелководная, когда-то судоходная река. С одной стороны усадьба Федора Абрамова, знаменитого русского писателя, с другой высится монастырь. Доберешься дотуда — и перед вами раскрываются пойменные луга ромашек такой величины, которых и в теплицах не увидишь. Тишина звенящая. Помнится, мы с моей супругой и клиросом — тогда еще были совсем молодые, озорные, удалые, человек 25, вместе с детьми нашими школьными приехали. Монастырь только возрождался. Смотришь на огромную печь, в которой послушник погружает монастырский пирог, грубо слепленный его лапищами — куда-то туда бросается все, что есть под рукой: рыба, овощи. И, конечно, гулянья, охота за комарами и комаров за вами. Какие-то ночные службы из интереса разочек посетишь. И все это сочетается со здоровой и вкусной пищей. А леса северные — там серебристый мох, как в Берендеевом царстве, лежит волнами — упадешь и не встанешь от восторга. Я бы очень рекомендовал посмотреть на контурных картах наши обители: Нило-Столобенский монастырь, Артемие-Веркольский монастырь, Иоанно-Богословский в Рязанском крае. По счастью, сегодня открыты и маленькие обители, в одной Владимирской губернии вы найдете едва ли не сотню монастырей, затерянных среди сельской тиши. И вот сочетание одного и другого — какого-то свободного отдыха и вместе с тем прислушиваешься к колокольному звону, потрудиться где-нибудь, окопать лютики-цветочки вокруг возрожденного храма и выехать на близлежащую экскурсию на конезавод — это вот Иоанно-Богословский монастырь. А тут же у вас рядом село Константиново. «Ты жива еще моя, старушка? Жив и я, привет тебе привет...» — знаменитые есенинские дали и разливы. А тут и ВДВ — рязанское военное училище...
Тутта Ларсен
— Высшее.
Протоиерей Артемий
— Мальчишки могут подержать автомат в руке.
Тутта Ларсен
— Кстати, вы говорили о том, что дети, ни разу не видевшие корову, могут посмотреть, как она пасется. Я вспомнила, что в Тульской области, на границе с Москвой есть замечательная ферма одна большая, где есть лагерь тоже детский. И у них еще есть такие туры выходного дня, когда можно всей семьей приехать или ребенка на неделю отправить на ферму. И, во-первых, там очень вкусно кормят и там действительно прекрасные места — простор, леса, такое какое-то не очень еще заселенное место. И дети, которые приезжают к ним в лагерь, они имеют полную возможность участвовать в жизни фермы: кормить скотину, ходить за уточками, удить рыбу тоже там, ну глядеть...
Протоиерей Артемий
— Какие-то козлятки, барашки.
Тутта Ларсен
— Да, там мелочь всякие, детеныши животных, они со всеми очень трогательно возятся. И там можно научиться коптить сало, лепить вареники там какие-то такие там, не знаю, солить огурцы...
Протоиерей Артемий
— Навыки кулинарные.
Тутта Ларсен
— Да, там такие мастер-классы, очень интересно. Прямо понравилось, я забыла даже, что сама туда собиралась поехать, потому что там можно научиться самому коптить сало, а потом свой шматочек с собой увезти — свежайшего вкуснейшего сала. А еще я подумала о том, что ведь не все родители готовы отправить своих детей куда-то далеко от себя или нет такой возможности финансовой. Но ведь в Москве огромное количество и, я думаю, не только в Москве, но и в других, даже не крупных, а просто городах существуют летние городские лагеря. Я вот на днях была в очень интересном одном месте. Это называется технопарк РГСУ — Российского государственного социального университета. Он находится в районе Беговой, и там просто огромная школа всяких современных технологий для детей. Начиная от языка программирования, причем у них есть специальный курс для слепых детей — с помощью голосовых команд дети обучаются программированию; 3D моделирование, робототехника и еще они там изучают видеомонтаж. И все это очень немножко платное. Мы что-то там считали, получается одно занятие там порядка 300 рублей. А для инвалидов бесплатно. И там все лето ребенок может ходить, заниматься, обучаться и, эти навыки освоив, потом профессионально их применять.
Протоиерей Артемий
— Я должен сказать, что сейчас, по крайней мере, у нас в столицах, Санкт-Петербурге и Москве в первую очередь, очень развита система дополнительного образования, организации досуга на бесплатной основе — именно то, о чем вы говорите, — или символической какой-то плате. Если смотреть вот сайт московской системы дополнительного образования, вы увидите, сколько всего существует за счет нашего государства, московских властей. И сегодня, слава Богу, потихонечку, учитывая потери 90-х годов, родители могут без всякой боязни вот в такие развивающие центры отдавать своих детей. И мы сейчас вспоминаем Дома пионеров прошлого, где дети по существу выбирали себе профессию, раскрывали в себе таланты — от моделирования до горных туристических троп. И сегодня все это развивается. Если кто смотрел фильм про нашего президента, то сегодня даже открываются особые центры не только в Сочи, в этих районах, которые открыты навстречу всему миру, где детей могут, действительно, и развлечь, и обучить. И есть определенное оптимистическое у нас восприятие будущего, когда мы говорим об организации отдыха для наших российских школьников.
Тутта Ларсен
— Последний болезненный вопрос в этой теме, батюшка. Как потом ребенка обратно собрать к школе? После трех месяцев относительной, умеренной активности, даже если ребенок ходит в какие-то технопарки, или в какие-то городские лагеря, или куда-то съездил — все равно лето это время расслабления и отдыха. И как потом безболезненно, без скандалов и без надрыва помочь ребенку снова влиться в учебное русло?
Протоиерей Артемий
— Не будем забывать, что помимо всяких биоритмов еще существует годовой ритм...
Тутта Ларсен
— Цикл.
Протоиерей Артемий
— И ребенок устает отдыхать. Цыплят по осени считают. Мы не на луне живем, а под этой луной, в нашем мире, быстро меняющемся и вращающемся, дети, в конце концов, устают отдыхать. И если у них есть друзья школьные, если педагоги с радушием и улыбкой встречают детей, то я и себя помню, как некогда 1 сентября — первый раз в 1 класс, — был одним из самых ярких моментов жизни. Так дети по инерции вновь стремятся в школьный контекст, встретиться и со взрослыми, и со своими однокашниками. Лишь бы только лето вернуло нам наших киндеров живым, здоровыми, подрумянившимися, загорелыми, а уж жизнь внесет свои коррективы. Не будем забывать, что и церковный богослужебный год тоже настраивает на определенные мысли. Вот там, в августе нас ждет Успенский пост, Успение 28 августа — день блаженной кончины Пресвятой Девы Марии. А там, простите, новогодний, на новый учебный год молебен для отроков, приступающих к учению. Всех заранее, дорогие родители, приглашаем и вас, и ваших птенцов на такие молебны. Нет храма или обители, где в преддверии 1 сентября, насколько я понимаю, 1 сентября у нас, по-моему, переносится на 3-е...
Тутта Ларсен
— В этом году.
Протоиерей Артемий
— В этом году. И в воскресный день перед началом учебных занятий только окропишься святой водичкой, услышишь, как батюшка возглашает: «Господи, отверзи слух и сердца наших отроков, дабы они восприняли слова учения! Господи, огради их от всего неполезного! Пусть учатся родителям в утешение, Отечеству во славу!» И придет, придет это время осеннее, когда мы, обернувшись назад, будем вспоминать — все, что прошло, то будет мило. И летние месяцы окажутся окутанными какой-то золотой дымкой. А тут ученье, тут новые нужно покупать сумки для тетрадок...
Тутта Ларсен
— Второй обуви.
Протоиерей Артемий
— Тут нужно обновлять нашу обувь, и вперед, к новым учебным успехам.
Тутта Ларсен
— Спаси Господи. Но пока нас впереди ждет прекрасное, беззаботное, легкое и полное новых впечатлений лето.
Протоиерей Артемий
— И мы позволим себе забыть, сколько будет 2 умножить на 28, что такое кубический корень, синусоида... Ура, каникулы!
Тутта Ларсен
— Спасибо, батюшка.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов