5 декабря в нашей стране отмечается День Правосудия. Обычно мы думаем о правосудии как о том, что делает государство и его судебная система. Но в Библии правосудие — гораздо более глубокое понятие. Священное Писание, говоря о Боге, прибегает к аналогиям — Бог подобен Отцу, Царю, Воину, Матери, и, очень часто — Судии.
Более того, самым грандиозным событием в истории человечества, событием, которое никто из нас не пропустит, будет день уже не человеческого, а Божиего правосудия.
В нашем обычном языке слово «суд» носит несколько негативный оттенок — «попасть под суд» весьма неприятная угроза. Но в Библейские времена миссия судьи состояла не столько в том, чтобы наказывать злодеев, сколько в том, чтобы защищать пострадавших, восстанавливать попранную справедливость. Судия — тот, кто проявляет милосердную заботу о народе, обуздывает притеснителей и утверждает милость и истину. По крайней мере, должен. В Евангелии мы читаем, что вдова из притчи Спасителя не боится «попасть под суд» - наоборот, она всячески достает судью, чтобы заставить его рассмотреть ее дело.
Суд Божий в Библии описывается как невероятно радостное для всего творения событие. Как говорит псалмопевец, «да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы - по истине Своей» Впрочем, для тех, кто закоснел во зле и нераскаянии — это, напротив, нечто ужасное. Они будут говорить «горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»
Мы можем быть уверены, что правда откроется, и правый суд совершится — поэтому Писание, да и вся Церковная традиция удерживает нас от того, чтобы судить других людей. Выносить приговоры - это дело Бога, а не наше. В отличие от нас, Он знает всю истину. И, в отличие от нас, Он праведен.
Но мы призваны «судить праведно» в другом отношении — отличать добро от зла, пророков от лжепророков, истину от лжеучений. Для этого нам понадобятся качества, которые присущи хорошему судье — мудрость, рассудительность, способность внимательно рассмотреть все имеющиеся данные и вынести ответственное решение.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема