Я видела много примеров красивой и преданной дружбы. Христианской, мужской, боевой, зрелой, пронесенной через годы, вспыхнувшей в возрасте, дружбы жертвенной, дружбы яркой, дружбы веселой. Но однажды я повстречала самую прекрасную, самую –самую настоящую.
Много лет подряд мы приезжали в подшефный интернат для незрячих и слабовидящих детей в Костроме. Старое огромное кирпичное здание, небогатый ремонт, удивительные воспитатели и нянечки. Сюда привозят слепых и слабовидящих детей сразу из двух областей. Они из разных семей. Кто-то из благополучных, обеспеченных, кто-то из нищих и – хуже того – фактически отказавшихся, от ребенка -инвалида.
В интернате дети проводят большую часть своей жизни. Живут, учатся, играют. Образуют кружки и группы. Нередко можно было увидеть, как ребенок с остатками зрения опекает и поддерживает своего тотально незрячего – то есть слепого одноклассника.
Мы приехали на Масленицу. В багажниках у нас лежали какие-то крупные подарки интернату - для общего пользования. Но отдельно приготовили по маленькому презенту каждому ребенку. Разные, с учетом физических возможностей и особенностей детей.
Играть с такими детьми непросто – надо было придумать такие игры, в которых незрячие и слабовидящие детки могли соревноваться.
Это было похоже на маленькие параолимпийские игры: мальчишки с остатками зрения помогали своим незрячим друзьям в специальной эстафете и играх на слух. Вели их за руку к блинам, помогали взять чай. Я обратила внимание на рыжего мальчишку в толстенных очках, лет восьми или девяти от силы: всюду, где бы ни начиналась игра или конкурс, он, расталкивая толпу, тащил своего друга. Худого, в синей большеватой куртке, с прикрытыми веками и характерным чуть растерянным и напряженным одновременно выражением лица.
Когда блины доели, мы вспомнили про наши «индивидуальные» подарки, побежали к машинам. принесли, с шутками и прибаутками начали раздавать. Через толпу ребят постарше пробивался рыжий. Серьезный и сосредоточенный. Ему протянули подарок, из тех, что приготовили для ребят с остатками зрения- классный рельефный пенал с разными полезными и крутыми штуками. Он схватил его, поднес к толстенным стеклам, расплылся в счастливой улыбке и …вернул. «Подержите пока. Сначала – ему». Вытолкнул перед собой долговязого друга, мальчишку в синей куртке.
Мы достали подарок маленькому незрячему, специальную игрушку – конструктор. Рыжий взял его сам, развернул, вложил в ладошки друга, подождал пока тот «осмотрит» конструктор тонкими пальцами и поймет, что и куда крутить.
Только потом протянул руку за своим пеналом. Взял его крепко, веря больше рукам, чем очкам. Обнял другой рукой долговязого друга и потопал к красному дому.
Мы остались потрясенные и смущенные сценой. Этой крошечной, но огромной искренней жертвой. Образцом такой удивительной, правильной неэгоистичной дружбы – взрослой и зрелой.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.