Деян., 24 зач., X, 1-16.
1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, 2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что́, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем 8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление 11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; 12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
Сегодняшние чтение состоит из двух частей. Первая начинается с истории военноначальника Корнилия, который был благочестивым человеком, исполненным жажды общения с Богом. Будучи по происхождению язычником, он внутренне искал правильный путь и нашел его в вере потомков Авраама, Исаака и Иакова, стал прозелитом и стремился войти в завет. Таких людей можно встретить на страницах Писания как Ветхого, так и Нового Завета и всегда это внутреннее стремление к правде, внутренний поиск, получает ответ, Бог всегда выходит ему на встречу. О Корнилии сказаны необычные слова: «молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом». Выглядит это так, как будто бы Бог вспомнил про Корнилия и решил послать к нему ангела. На самом деле, слово «пришли» может быть переведено как вознеслись, в то время как память обычно является образом живой связи. Иными словами этот образ означает, что благочестивая жизнь Корнилия стала той жертвой, которая сделала Его открытым к духовному росту. При этом важно, что происходит это не в мистическом видении, но через общение с апостолом. Бог, который в Ветхом Завете открывался через пророков, после воплощения, открывается через Своих учеников.
Вторая часть чтения рассказывает нам о Петре. Его главной миссией была проповедь, с которой он обходил общины учеников, возникшие в иудейских городах. В то же время, по культуре и обычаям он, естественно, продолжает оставаться иудеем. Разница лишь в том, что для него Мессия уже пришел. Однако, у Бога совершенно другие планы. При вознесении Христос призвал учеников идти и проповедовать Евангелие всем, но культурные и национальные барьеры преодолеть очень нелегко. Заповеди Моисея запрещали иудеям общаться с язычниками, потому что в те времена веру необходимо было сохранить во что бы то ни стало. Но с приходом Христа все изменилось: ведь истину о Боге теперь надо не только сохранить, но и преумножить. Правила, которые сохраняли, стали сковывать и были отменены. Он испытывает голод и пока готовится еда, придя в некоторое исступление, видит как с неба к нему спускается плат, полный самых разных животных и голос побуждает его есть. Голод Петра — это физическое чувство, но он является образом голода духовного, проповеднического. В видении ему предлагается есть все, как чистых, так и нечистых животных, но видение — образ: Бог побуждает его проповедовать всем. Апостол спорит с Богом, потому что пытается остаться в рамках иудейского благочестия, но Христос для того и пролил свою кровь, чтобы всех очистить от греха и для всех открыть путь праведности.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.