Деян., 4 зач., II, 14-21.
14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: 15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; 16 но это есть предреченное пророком Иоилем: 17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.
20 Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.
21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Когда произошло сошествие Святого Духа на апостолов, неудивительно, что у очевидцев был шок. Как люди, нигде не учившись, вдруг начинают чисто говорить на различных языках? И, естественно, лукавый ум быстро подбирает объяснение: да они просто пьяны — вот и языки у них развязались! То, что это «объяснение» нелогично, шито белыми нитками — никого не смущает: уж больно невероятно то, что происходит! Проще закрыть глаза на несостыковки — чем признать реальность факта с далеко идущими последствиями!
В чем же заключалось самое невероятное в том, что произошло? Мы понимаем это из слов апостола Петра — когда он приводит пророчество Иоиля о том, что даже дети будут пророчествовать — когда наступит эпоха Мессии! С точки зрения окружавших апостолов, пророческий дар ещё надо заслужить — а вот чтобы просто так, без всяких усилий, стать глашатаем Бога — это что-то из области фантастики! Так не бывает — потому что так — неправильно. Ведь за всё надо платить! Что же такого исключительного сделали эти двенадцать учеников распятого Иисуса, чтобы получить так много сверхъестественных дарований? Что-то здесь явно не так!
Но «не так» было именно в головах иудеев — а вовсе не у апостолов. С Воскресением Христа формат отношений между человеком и Богом решительным образом изменился: Бог показал, насколько Он любит каждого человека — причём любит безусловно, не за какие-то добрые дела, силу веры или благочестие — а любит просто по факту того, что этот человек — есть! Насколько это было трудно принять иудеям, попробую объяснить через такой пример.
Представьте себе, что вы — бизнесмен, и вам очень нужно попасть на приём к влиятельному чиновнику. С точки зрения закона, ваша ситуация безнадёжна. Вы пытаетесь найти «обходные пути», чтобы заручиться каким-то рекомендациями от друзей, может, разузнать, что было бы хорошо подарить этому чиновнику, чтобы хоть как-то его расположить на свою сторону. Но, увы, все попытки даже просто попасть на приём проваливаются. Не говоря уж о каких-то подарках или протекциях. И вдруг — вам звонит его секретарь, и спрашивает: когда вам было бы удобно встретиться? Не назначает время, а у вас узнает? Вы — в полной растерянности, и скорее всего будете лихорадочно думать, а где тут ловушка? Что такого коварного задумал чиновник, о чём вы и не догадываетесь? И, придя на приём, каждую секунду будете ждать подвоха — и будете крайне удивлены, так и не уловив, где же вас хотят подловить?
Но ведь проблема-то — вовсе не в самом чиновнике — который оказался порядочным и адекватным человеком — а в том образе, который сформировался в вашей голове и поэтому блокировал нормальные, доверительные отношения! Возможно, понадобится не одна встреча, чтобы этот ложный образ окончательно разрушился — и вы поверили в то, что этот человек и правда достойный!
Воскресение Христа стало достоверным подтверждением невероятного: Бог прежде всего есть Любовь. Всё остальное — вторичное и производное. Но чтобы эта истина вошла не только в ум, но и в сердце — нужно потрудиться в распознавании этой любви, которая ежесекундно окружает каждого из нас!
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.03.2024)
Курская Коренная икона Божией Матери. Крымская эвакуация 1920 года
С первых дней революции 1917 года стало ясно, что большевики намерены уничтожить православную веру. По всей России началось разорение храмов и монастырей, полилась мученическая кровь. Для борьбы с большевиками русские офицеры объединились в Белую гвардию. Но противостояние оказалось неравным. Белогвардейцы постепенно отступали за пределы России, а вместе с ними покидали родину тысячи соотечественников.
В изгнании оказались не только люди, но и христианские святыни. В октябре 1919 года Курский епископ Феофан (Гаврилов), уезжая из родной епархии от большевистского террора, спас от поругания древнюю Курскую Коренную икону Божией Матери. Весной 1920 года святыня была доставлена сначала в Грецию, затем в Сербию.
Но через полгода реликвия вновь вернулась на родину. А именно — в Крым, который оставался последней частичкой свободной русской земли. Возглавлявший сопротивление большевикам генерал Пётр Врангель обратился с прошением к епископу Феофану доставить Курскую Коренную икону на полуостров. Военачальник надеялся, что встреча с чудотворным образом воодушевит солдат и офицеров на оборону. И Курский святитель откликнулся на просьбу. Древняя икона прибыла в Севастополь 14 сентября 1920 года. Встречать её вышел практически весь город. Людей охватила необычайная радость, словно сама Богородица посетила многострадальную русскую землю.
Полтора месяца Белая гвардия держала оборону, но в итоге всё же сдала свои позиции. Началась Крымская эвакуация — очередной исход русских людей с Родины. Из портов полуострова вышло сто двадцать шесть судов, вместивших в себя сто сорок шесть тысяч человек. Среди них были и архиереи, создавшие впоследствии Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Эвакуация проходила спокойно и организованно. Несмотря на возрастающую с каждым часом опасность прихода большевиков, беженцы не впадали в панику. Эмигрантов укрепляла мысль, что Божия Матерь сопутствует им своей чудотворной иконой.
Святыня покидала Родину на корабле «Генерал Алексеев», который держал курс на Константинополь. Стоя на палубе этого судна, епископ Феофан вознёс над головой Курский Коренной образ и благословил им русскую землю.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Митрополит Исидор (Никольский)
В тысяча восемьсот двадцать девятом году настоятелем Петропавловского монастыря во Мценске Орловской губернии назначили молодого архимандрита Исидора. Новый настоятель устроил в монастыре ежедневные трапезы для бедных, организовал сбор тёплых вещей для раздачи нищим, открыл сиротский приют. Люди звали его родным отцом и с плачем провожали, когда через четыре года архимандрит Исидор по приглашению самого митрополита Филарета Дроздова, уезжал в Москву: помогать святителю Филарету в его трудах по переводу Библии с церковнославянского на русский язык.
Будущий митрополит Исидор (Никольский) родился в семье бедного диакона и с первых же дней жизни узнал, что такое нужда. Ему исполнился всего один год, когда он остался сиротой. Дядя выучил мальчика грамоте; знакомые помогли поступить в Тульское духовное училище. Благодаря доброте окружающих его людей, Яков — так звали будущего митрополита до принятия монашеского пострига — скоро встал на ноги, и дальше двигался уже самостоятельно: семинария, столичная духовная Академия, монашество.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Исидора, возведённого к тому времени в сан митрополита, назначили архиереем Санкт-Петербургской, Новгородской и Финляндской епархии. Здесь при Александро-Невской Лавре митрополит основал целую сеть благотворительных учреждений. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он учредил Епархиальный дом призрения для бедных духовного звания. Здесь безвозмездно проживали вдовы священнослужителей и дети, оставшиеся без родительского попечения. Для них при Доме призрения было открыто училище. Впоследствии в народе это учреждение получило название по имени своего основателя: Исидоровский дом убогих.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году в новгородском Деревяницком женском монастыре митрополит Исидор Никольский основал епархиальное училище для девиц духовного звания. В постройку трёхэтажного корпуса владыка вложил собственные средства. Училище на бесплатной основе принимало девушек из малообеспеченных семей. Подобное женское училище митрополит Исидор устроил и в Петербурге. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году владыка построил при училище домовую церковь, которую освятил во имя преподобного Исидора Пелусиотского.
В июле тысяча восемьсот девяносто первого года в один из Петербургских храмов пришла группа столичных литераторов с просьбой отслужить панихиду по поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в эти дни исполнялось пятьдесят лет с момента его гибели. Настоятель храма был озадачен: Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным правилам приравнивалось к самоубийству. А по самоубийцам панихид не служат, — рассудил священник и в поминовении отказал, направив литераторов за разрешением вопроса к архиерею.
Митрополит Исидор принял и внимательно выслушал литераторов. Некоторое время владыка раздумывал, а потом ответил: «Бог рассудит! Я же дозволяю служить панихиду по умершему — ради живых, по вере их и любви!»
Поступать с людьми по любви митрополит Исидор старался на протяжении всей своей жизни. До самой кончины в тысяча восемьсот девяносто втором году он в Александро-Невской лавре принимал просителей и всем с любовью и добром обязательно помогал. Давал погорельцам деньги на строительство новых домов; определял сирот в приюты, бедным вдовам подыскивал достойную работу. Усердно трудился он и на посту главного попечителя Императорского человеколюбивого общества и за свою благотворительную деятельность был удостоен личной высочайшей благодарности от императора Александра Второго и многих государственных и церковных наград.
Все выпуски программы Имена милосердия