
Деян., 4 зач., II, 14-21.
14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: 15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; 16 но это есть предреченное пророком Иоилем: 17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.
20 Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.
21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Когда произошло сошествие Святого Духа на апостолов, неудивительно, что у очевидцев был шок. Как люди, нигде не учившись, вдруг начинают чисто говорить на различных языках? И, естественно, лукавый ум быстро подбирает объяснение: да они просто пьяны — вот и языки у них развязались! То, что это «объяснение» нелогично, шито белыми нитками — никого не смущает: уж больно невероятно то, что происходит! Проще закрыть глаза на несостыковки — чем признать реальность факта с далеко идущими последствиями!
В чем же заключалось самое невероятное в том, что произошло? Мы понимаем это из слов апостола Петра — когда он приводит пророчество Иоиля о том, что даже дети будут пророчествовать — когда наступит эпоха Мессии! С точки зрения окружавших апостолов, пророческий дар ещё надо заслужить — а вот чтобы просто так, без всяких усилий, стать глашатаем Бога — это что-то из области фантастики! Так не бывает — потому что так — неправильно. Ведь за всё надо платить! Что же такого исключительного сделали эти двенадцать учеников распятого Иисуса, чтобы получить так много сверхъестественных дарований? Что-то здесь явно не так!
Но «не так» было именно в головах иудеев — а вовсе не у апостолов. С Воскресением Христа формат отношений между человеком и Богом решительным образом изменился: Бог показал, насколько Он любит каждого человека — причём любит безусловно, не за какие-то добрые дела, силу веры или благочестие — а любит просто по факту того, что этот человек — есть! Насколько это было трудно принять иудеям, попробую объяснить через такой пример.
Представьте себе, что вы — бизнесмен, и вам очень нужно попасть на приём к влиятельному чиновнику. С точки зрения закона, ваша ситуация безнадёжна. Вы пытаетесь найти «обходные пути», чтобы заручиться каким-то рекомендациями от друзей, может, разузнать, что было бы хорошо подарить этому чиновнику, чтобы хоть как-то его расположить на свою сторону. Но, увы, все попытки даже просто попасть на приём проваливаются. Не говоря уж о каких-то подарках или протекциях. И вдруг — вам звонит его секретарь, и спрашивает: когда вам было бы удобно встретиться? Не назначает время, а у вас узнает? Вы — в полной растерянности, и скорее всего будете лихорадочно думать, а где тут ловушка? Что такого коварного задумал чиновник, о чём вы и не догадываетесь? И, придя на приём, каждую секунду будете ждать подвоха — и будете крайне удивлены, так и не уловив, где же вас хотят подловить?
Но ведь проблема-то — вовсе не в самом чиновнике — который оказался порядочным и адекватным человеком — а в том образе, который сформировался в вашей голове и поэтому блокировал нормальные, доверительные отношения! Возможно, понадобится не одна встреча, чтобы этот ложный образ окончательно разрушился — и вы поверили в то, что этот человек и правда достойный!
Воскресение Христа стало достоверным подтверждением невероятного: Бог прежде всего есть Любовь. Всё остальное — вторичное и производное. Но чтобы эта истина вошла не только в ум, но и в сердце — нужно потрудиться в распознавании этой любви, которая ежесекундно окружает каждого из нас!
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема