
Деян., 39 зач., XVII, 1-15.
Глава 17.
1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.
4 И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало.
5 Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.
6 Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,
7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.
8 И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.
9 Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.
10 Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.
11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
12 И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.
13 Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.
14 Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там.
15 Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим о том, как апостол Павел приходит в город Фессалоники и проповедует в местной синагоге. Три субботы подряд он разъясняет им, что Иисус, о котором они, вероятно, слышали, и есть тот самый Мессия, которого они ждут. Проповедь эта была очень рискованной, так как слушать его могли и те, кто знал произошедшее не понаслышке. С точки зрения иудейских старейшин проповедь Христа, была проповедью лжепророка, который был казнен римлянами при участии синедриона. И все же апостол бесстрашно говорил о Христе. При чем делал это, как бы мы сказали вполне квалифицированно, как тот, кто прекрасно знал иудейскую традицию. Не менее важно в этой проповеди и то, что апостол никого не обвиняет. Вполне вероятно, что за три субботы он мог говорить и об этом, но мотив обвинения явно не был центром его проповеди. Более того, из самих Писаний было очевидно, что все произошедшее со Христом — исполнение замысла, которому надлежало исполниться. Он пострадал, умер и воскрес. Нет нужды тратить время на обвинения, мессия жив и вера в него — это продолжение завета.
Иудейская община Фессалоник оказалась разделена на тех, кто поверил словам Павла и тех, кто ему не поверил. Причем, удивительная деталь: те, кто не поверили, оказались готовы к клевете. Они приходят к дому того, кто принял апостола в своем доме и не найдя самого Павла схватили Иасона и повели его к городскому начальству. Они не поверили, хотя видели, что слова апостола основаны на Писании. Если бы это был искренний выбор, простое недопонимание, они могли бы вступить в спор, могли бы отстаивать свою правоту. Но неверие их было неискреннее, а значит аргументов не было, кроме одних — клеветнических. Они стали говорить, что Павел, проповедует иного царя, кроме кесаря. Страшное обвинение в любые времена... практически госизмена. Только римские власти, причем заметим, языческие власти, оказались в этом случае честнее, чем те, для кого клевета была страшным грехом. Они разобрались и отпустили Иасона домой, а апостолу пришлось еще долго уходить от тех, кто продолжал его преследовать.
На первый взгляд, сегодняшнее чтение говорит нам о тех трудностях, с которыми сталкивался апостол Павел на своем пути. Однако на более глубоком уровне оно о том, что нельзя защищать Бога, становясь на сторону зла. Люди, которые не поверили апостолу не остановились на этом, но пошли дальше. Этот выбор породил в них готовность клеветать и такую озлобленность, которая сделала их хуже язычников. Хуже не потому, что языческий мир не знал клеветы или озлобленности, но потому что они находились в завете и знали Божий закон. Думая о поведении иудеев, которые считали, что защищают истину, важно понимать: истина, даже если она нуждается в защите, нельзя защищать с помощью греха. Бог поругаем не бывает и правда Божия в любом случае победит. Но чтобы разделить радость этой победы, мы сами должны жить праведно.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема