
Деян., 34 зач., XIV, 6-18.
Глава 14.
6 они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их,
7 и там благовествовали.
8 В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил.
9 Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления,
10 сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить.
11 Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.
12 И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.
13 Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.
14 Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили:
15 мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,
16 Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями,
17 хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши.
18 И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Листра — город в области Ликаония, расположенной на территории современной Турции. Сюда и направились с проповедью о Христе апостолы Павел и Варнава. Здесь с ними произошел примечательный случай, описанный в только что прозвучавшем отрывке. Дело в том, что Листру населяли язычники. У них было местное предание. Они верили в то, что некогда боги Зевс и Гермес в человеческом обличье пришли на землю. Люди не узнали их. А потому никто не оказал им гостеприимства. Лишь один старик-крестьянин по имени Филемон и его супруга Бавкия приняли их в свой дом. За это боги сделали их стражами своего величественного храма, а после того, как супруги умерли, они обратили их в два больших дерева. Поэтому, когда жители Листры увидели, что Павел вылечил человека, который с детства не мог ходить, жители решили, что Зевс и Гермес опять поселили их город. Они решили не повторять ошибок своих предков. Поскольку апостол Варанава был человеком благородной осанки, они приняли его за Зевса, который почитался в качестве верховного бога. Гермес считался вестником воли богов, а поскольку Павел прекрасно владел ораторским мастерством, они посчитали что он Гермес. И далее мы видим, как апостолы пытаются разубедить язычников в их заблуждении, предлагая им проповедь о Христе. И народ слушает их со вниманием. Казалось бы, замечательная развязка, но главное остается за рамками прозвучавшей истории. Дело в том, что в это же самое время в Листру прибыли иудеи, преследовавшие Варнаву и Павла. Они убедили людей, что те говорят лож. Возбужденная толпа схватила Павла, и решила убить его, побив камнями. Когда самосуд был совершен, его бездыханного вытащили за город и бросили, посчитав мертвым. Так, те люди, которые сначала восхищались Павлом, видели потрясающее чудо, которое он совершили, с жадностью ловили каждое его слово, буквально через краткий промежуток времени попытались лишить его жизни.
В очередной раз эта история иллюстрирует нам важную истину. Для того, чтобы стать настоящим последователем Христа, мало услышать слова о Боге, встретить на своем пути святого, духовного человека, увидеть потрясающее воображение чудо. Под влиянием обстоятельств, действия нашей изменчивой природы, воздействием других людей, наше отношение к этому опыту может измениться: от восхищения и восторгов до неприязни и ненависти. Бог, Его слова, Его благодать могут прижиться лишь в душе человека, который имеет особое внутреннее расположение. А потому и призывает православная традиция усердно работать в первую очередь над своим сердцем. Оно должно быть готовым не только принять слова о Спасителе, но и удержать в себе память об этой чудесной встрече, чтобы никакие искушения и трудности не смогли больше отнять у нас этой пасхальной радости.
18 октября. О необходимости проповеди христианства в социальных сетях

16 октября в Зале церковных соборов в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками XI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово».
В своём выступлении Предстоятель русской Православной Церкви говорил о необходимости проповеди христианства в социальных сетях.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О подвиге священномученика Дионисия, епископа Александрийского

Сегодня 18 октября. День памяти священномученика Дионисия, епископа Александрийского, жившего в третьем веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Святитель Дионисий Александрийский родился в конце II века и был сыном богатых, знатных язычников. Он получил прекрасное образование. Уверовав во Христа, он стал учеником Оригена и вскоре был рукоположен в пресвитера. 16 лет он был учителем в Александрийском огласительном училище, а затем был поставлен епископом Александрийским.
За борьбу с еретиками Савелием и Павлом Самосатским святитель Василий Великий называл его великим учителем Вселенской Церкви. Когда в Александрии началась эпидемия чумы, святитель призвал свою паству ухаживать одинаково как за больными христианами, так и за язычниками, и погребать всех умерших.
Во время гонения императора Деция святитель Дионисий был арестован, но затем освобождён. Некоторое время он руководил Александрийской Церковью из изгнания, но потом возвратился в город. В гонения императора Валериана святителя сослали в Ливию.
Творения святителя Дионисия были настолько авторитетны, что в Древней Церкви ими пользовались наравне с постановлениями Вселенских Соборов. Несмотря на то, что святитель Дионисий в истории Церкви известен преимущественно как бескомпромиссный борец с ересями и прекрасный полемист, он никогда не забывал дел любви и милосердия, к чему постоянно призывал свою паству. И это особенно важно и для нас, современных христиан, так как вокруг нас очень много тех, кто нуждается в нашей помощи и молитве.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О храме Спаса на Крови

Сегодня 18 октября. В этот день в 1883 году в Петербурге на месте убийства Александра II был заложен храм Спаса-на Крови.
О храме рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Храм Воскресения Христова на Грибоедовской набережной в Санкт-Петербурге, больше известный нам как храм Спаса на Крови, построен действительно на месте, где совершили покушение на императора Александра II, и там сохранились даже следы крови помазанника Божьего. И в память об этой кровавой жертве уже сын императора Александр III построил великолепный храм.
Он действительно пышный, и он действительно является образцом русской архитектуры в русском стиле, несколько напоминает московский храм Покрова на Рву. Они очень перекликаются. Это такой изящный, потрясающий пример русской архитектуры. Высота храма — 81 метр, что для тогдашнего Петербурга уже являлось архитектурной доминантой. Около полутора тысяч человек вмещает в себя храм.
Строительство велось с 1883 по 1907 год. Архитекторами выступили Альфред Парланд и архимандрит Игнатий Малышев. На сегодняшний день собор имеет статус музея, это музейный комплекс: государственный музей, памятник «Исаакиевский собор» и православный храм. Внутри собора действует храм, приход, община.
Надо упомянуть, что совсем не так давно сняли леса со Спаса на Крови. Долгие десятилетия он находился на реставрации. Жители Петербурга и все жители России мечтали, вместе с Александром Розенбаумом мечтали снять леса со Спаса на Крови.
Все выпуски программы Актуальная тема