
Деян., 13 зач., V, 1-11.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В Священном Писании есть фразы, а иногда и целые истории, которые довольно часто возмущают невнимательных читателей, или тех, кто не знаком с подробностями происходящего. В сегодняшнем чтении мы услышали одну из таких историй, она кажется непонятной и даже жестокой. Но такова ли она на самом деле?
Жизнь первохристианской общины была устроена таким образом, что многие становясь христианами, стремились жить по-настоящему общей жизнью. Они продавали свои имения и приносили деньги апостолам, которые распределяли их среди нуждающихся. Анания и Сапфира были мужем и женой, которые приняли христианство и тоже решили жить в складчину, как бы мы сказали сегодня. Однако часть денег они решили утаить и будучи разоблачены умерли друг за другом.
Что же обычно возмущает людей в этой истории? Людям кажется, что Петр наказал Ананию и Сапфиру, что они не принесли ему все, что выручили от продажи имения. Здесь кроется несколько ошибок.
Многие думают, что христиан обязывали продавать все имение и приносить к ногам апостолов. Однако это совершенно не так. Контекст книги деяний апостольских говорит скорее о том, что богатые люди, у которых были дополнительные дома и участки, продавали их и вырученные деньги отдавали апостолам. Конечно, они могли продать больше или меньше, могли начать жизнь скромную продав практически все и отдав деньги нуждающимся. Однако, жестких правил, по-видимому, не существовало.
Следующей ошибкой, которая обычно совершается оказывается уверенность в том, что христиане должны были отдавать апостолам все деньги, которые выручили за продажу имущества. Это, конечно, тоже было не так. Человек сам решал сколько денег он пожертвует из своей прибыли.
Иными словами, проблема была не в том, сколько и чего продали Анания и Сапфира. И даже не в том, что они решили отдавать не все деньги. Беда была в том, что они решили обмануть братьев и сестер, а вместе с ними и Бога.
Почему они решили это сделать? Как говорят в народе, чужая душа потемки. Может быть, не доверяли апостолам. Может быть, хотели выглядеть более щедрыми, чем были на самом деле... Обвинять другого всегда легко. Однако не стоит думать, что апостола Петра это был повод для злости и обвинений... Скорее, это была трагедия.
Так или иначе, одно можно сказать точно: эта ложь была связана с таким внутренним напряжением, что закончилась смертью и самого Анании и его жены Сапфиры.
Важно учесть, что их смерть нигде никак не связана с наказанием, идущим от апостола или Самого Господа. Они понимают, что их обман раскрыт и переживают такой стресс, что падают замертво.
Не имеет смысла выяснять, что стало биологической причиной их смерти. Она всегда есть, но дело ею никогда не ограничивается. Всегда есть и другая причина — духовная. И в данном случае очевидно, что она в том, что люди собрались дело Божье совмещать с грехом, жить с братьями и сестрами в атмосфере обмана и двуличия, при том, что в этом не было никакой нужды. Бог дает человеку свободу, но использовать ее нужно для добрых дел.
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер