Деян., 14 зач., V, 12-20.
Глава 5.
12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,
18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:
20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение удивительным образом сочетает в себе основные черты жизни древней Церкви. В первую очередь мы видим силу Божию, которая явлена в чудесах, видим единодушие христиан, их общую молитву. В то же время, мир внешний только присматривался и отношение к ним окружающих было противоречивым. С одной стороны число их росло, с другой многие не решались присоединиться к ним из страха быть отлученными от своего прежнего общения.
Когда-то святой праведный Николай Кавасила сказал, что, если человек захочет увидеть Христа сегодня, он должен посмотреть на Церковь, потому что она есть Его тело, продолжение Его воплощения в истории. Пребывая со своими учениками, Спаситель совершал множество чудес. Церковь продолжает Его дело на земле, поэтому жизнь апостолов связана не только с проповедью, но и с чудесами, с помощью людям, с явлением Божьей силы и Божьего присутствия в мире. При этом мы знаем, что для Самого Христа исцеление не было целью, но явлением милости.
Именно поэтому вслед за упоминанием чудес говорится что сами ученики единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Как видим мы из дальнейшего описания, христианами становились те, кто был готов к новой жизни, к испытаниям, которых было немало... И в этом смещении акцентов — кроется ответ на вопрос, который непременно возникает при чтении сегодняшнего отрывка. Если в древности в Церкви чудеса были так обильны, почему же они не творятся сейчас?
Ответ прост. Как для каждого возраста свои герои и достижения, так для каждой болезни свои лекарства. Люди древности жили общинами, и хотя в городе их могло быть несколько тысяч, они часто были более единодушны, чем соседи по лестничной клетке или даже некоторые семьи наших дней. Речь не о любви, конечно, речь о картине мира и ценностях, которые в те времена для многих были общими... Уникальность христианства была в том, что она не создавала еще одну общину — группу, которая объединяла бы людей по какому-то признаку, но говорила что все люди вообще должны стать одной общиной, и единственной основой для этого может стать любовь... Всех богатых и бедных, далеких и близких, превращающая в братьев и сестер.
В наши дни мы научились лечить болезни. Мы решаем многие проблемы с помощью науки, но мы так и не научились носить тягот друг друга... И если в былые времена эта цель хотя бы декларировалась, то в наши дни ее заменила официальная вежливость, которую считают достаточной.
Но неужели в Церкви больше не происходит чудес? Происходят, конечно! Священники часто слышат от прихожан рассказы об исцелениях... О том, как врачи не давали надежды, а потом лишь разводили руками от удивления... Чудеса есть, но не являются для Церкви чем-то определяющим, ведь главное чудо, которое мы из века в век должны являть людям — это любовь! Бог уже явил ее людям — и Его любовь никогда не прекратится... Но что же с нашей любовью? Говорить о ней проще, чем являть ее в жизни, но только проявляя ее на деле мы и можем называться христианами.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.