
Деян., 3 зач., II, 1-11.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты*, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Перед нами — словесная икона сошествия Святого Духа на учеников Христа, изображённая для нас евангелистом Лукой. Неудивительно, что после Вознесения воскресшего Иисуса Его ученики находились в предвкушении: что-то очень значимое должно было произойти! Не могло же всё остаться так, как и раньше! И вот перед нами — именно этот переломный момент, новый рубеж, новая страница в истории человечества.
Что же по сути меняется? Конечно, можно было бы сказать: теперь они — эдакие одухотворённые супермены, владеющие особыми способностями, простым людям недоступными: говорить на иностранных языках без обучения, предвидеть будущее, исцелять больных, изгонять демонов, даже воскрешать умЕрших. Как бы ни звучало это потрясающе — но — вовсе не это главное. Все эти удивительные способности — всего лишь следствие, производное от того самого важного, что произошло.
Для евреев праздник Пятидесятницы совмещал в себе два повода: дарование Богом закона на горе Синай и завершение сбора урожая. Это было важное событие начала теократии — непосредственного водительства Богом избранного Им народа. Значимость этого чувства совершенно уникальной близости к Богу трудно переоценить: теперь евреи — не сами по себе, у них есть Господин, Который сотворил Небо и Землю, Который во всей Вселенной — Самый Главный! Которого надо безоговорочно слушаться и выполнять в точности все Его повеления.
Но что же происходит в день сошествия Святого Духа? Быть может, дарование нового Закона? Уточнение и поправки к старому, ветхому Завету? Нет, всё куда интереснее! Я бы предложил такое сравнение. Представьте, что в музыкальной школе много лет ребёнок учится играть на пианино. Учитель очень строгий, требовательный. Временами — даже жестокий. Может и наказать. И вот наступает день, когда учитель говорит: поздравляю! Теперь ты уже можешь сам играть всё, что захочешь — и не только по нотам, но и придумывать любые импровизации, и отныне мы с тобой — не учитель и ученик, а равные музыканты!
Сошествие Святого Духа на учеников Иисуса — это своего рода «диплом» об их профессиональной пригодности, «печать качества». Пройдя через все радости и горести, внутренние борения и победы, их сердца размягчились, словно теплый воск — на который можно было поставить печать Дара Духа Святого. Теперь они — обучены и сонастроены Самому Богу — и могут действовать не как малые неразумные дети, а как взрослые и ответственные люди. Отныне уже не Бог извне диктует им Свою волю, а они сами становятся и законодателями, и исполнителями — потому что во всём действуют в Духе Святом.
Насколько бы иной стала и наша с вами жизнь, если бы в каждом христианине не фантазийно, а реально звучала тональность жизни, созвучная Духу Святому!...
«Никольский женский монастырь в Угличе». Игуменья Антонина (Злотникова), Светлана Максимова

У нас в гостях была настоятельница Никольского женского монастыря в Угличе игуменья Антонина (Злотникова) и глава паломнической компании «Благодать» Светлана Максимова.
Мы говорили об истории и современной жизни Никольской обители, а также о том, чем интересны и полезны паломничества в монастыри и знакомство со святынями Русской Церкви.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Сила церковной общины»
В этом выпуске своими светлыми историями о том, как члены церковной общины оказались для человека той важной поддержкой, которая была ему так нужна, поделились ведущие Радио ВЕРА Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Ведущие: Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Храм Рождества Богородицы. Владикавказ

В южной части Владикавказа есть исторический район Осетинская слобода. Здесь на улице Рождественской, в пятистах метрах от набережной реки Терек, стоит старейшая церковь города. Храм посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Он был основан в 1814 году. На тот момент Владикавказ представлял собой военную крепость у входа в Дарьяльское ущелье. Форт построили в 1784 году по указу царицы Екатерины Второй для защиты южных рубежей Российской империи.
За мощными стенами русского укрепления нашли защиту от соседних племён осетины, прежде обитавшие выше в горах. Это были потомки аланов — христианского народа, пострадавшего от монгольских завоевателей в тринадцатом столетии. За многие века горцы утратили церковные традиции. Вернуться к вере им помогли русские миссионеры. Именно они построили в Осетинской слободе церковь Рождества Богородицы — вначале деревянную, а спустя несколько лет — каменную.
В дальнейшем в среде осетинского народа появились свои просветители. Так, в 1862 году настоятелем храма Рождества Богородицы стал священник Аксо, а в русском произношении Алексий Колиев. Он заботился о том, чтобы соотечественники имели возможность изучать Священное Писание на родном языке. Важнейшей задачей отец Алексий считал развитие женского образования на Кавказе. Он говорил, что грамотная мать сможет прочитать Евангелие и передать Благую весть своим детям. На собственные средства священник организовал школу для девочек и сам преподавал в ней. Миссионер перевёл на осетинский язык многие молитвы и писал духовные стихи. При нём церковь Рождества Богородицы стала духовным центром Владикавказа.
В храме сложилась дружная община. Когда после революции 1917 года старинное здание собирались снести, прихожане встали на его защиту. Церковь удалось спасти. Многие годы в ней размещался музей. Героем экспозиции стал поэт Коста Хетагуров — основоположник осетинской литературы.
В 1993 году храм Рождества Богородицы вновь стал действующим. Сегодня под его сводами регулярно совершаются богослужения. Голубое здание стоит на возвышенности и золотой крест над шатровым куполом виден за несколько кварталов. Со смотровой площадки у церкви открывается потрясающий вид на Кавказские горы. Этой панорамой любовались и первые жители Владикавказа.
Все выпуски программы ПроСтранствия