
Апостолы
Деян., 40 зач. XVII, 19-28.
19 И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?
20 Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?
21 Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.
22 И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.
23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.
24 Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет 25 и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.
26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, 27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: 28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Пожалуй, нет ни одного достаточного полного учебника по науке церковной проповеди — гомилетике, — в котором бы не упоминалась в качестве образцового примера эта речь апостола Павла в афинском ареопаге. Об этой проповеди говорят, что она «представляет собой великий образец... и апостольской мудрости, и... красноречия, и применения... всегдашнего правила — быть для язычников как бы язычником, чтобы и язычников приобрести для Евангелия (1 Кор. 9:19-22)».
В этой краткой апостольской проповеди интересно и значимо абсолютно все, начиная с того, что «афиняне... ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое». В том, чтобы постоянно «говорить или слушать что-нибудь новое» нет ничего похвального. Это то, в чем многие из нас буквально утонули. У древних афинян не было возможности бесконечно листать новостные ленты социальных сетей и не было возможности писать бессмысленные комментарии к бессмысленным же записям, они свою страсть к пустому провождению времени реализовывали иными способами, но суть процесса одна, что тогда, что сегодня. Апостол Павел сумел использовать не самое благовидное занятие аудитории для проповеди Христа Воскресшего. Начинает он свою речь не с обличения, не с каких-то отвлечённых и ни к чему не привязанных слов, апостол обращается к слушателям с похвалой: «по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны». Тут же он указывает и на причину такого своего мнения: перед ним был Акрополь с полной коллекцией знаменитых произведений искусства, внизу великолепный храм Тезея, вокруг множество храмов, алтарей и статуй разнообразных богов, и все это было сделано искусством лучших художников. То, что апостол Павел видел перед собой, он и использовал для вступительных слов своей речи. Он хвалит афинян за их набожность, но при этом апостол использует греческое слово, которое имеет сразу несколько оттенков и обозначает одновременно как «благочестие», так и «суеверие» в смысле страха пред почитаемыми предметами. Не оскорбляя слуха своих слушателей и вместе с тем не жертвуя истиной, апостол Павел в высшей степени мудро выбирает слово, которое характеризует благочестие афинян, как языческое суеверие. Апостол говорит эти слова имея в виду статую с надписью «неведомому Богу», то есть он продолжает адаптировать свою речь к окружающей его обстановке и через эту адаптацию, через похвалу слушателям приходит к сути — к проповеди Единого Истинного Бога, сотворившего мир и всё, что в нём.
«Никольский женский монастырь в Угличе». Игуменья Антонина (Злотникова), Светлана Максимова

У нас в гостях была настоятельница Никольского женского монастыря в Угличе игуменья Антонина (Злотникова) и глава паломнической компании «Благодать» Светлана Максимова.
Мы говорили об истории и современной жизни Никольской обители, а также о том, чем интересны и полезны паломничества в монастыри и знакомство со святынями Русской Церкви.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Сила церковной общины»
В этом выпуске своими светлыми историями о том, как члены церковной общины оказались для человека той важной поддержкой, которая была ему так нужна, поделились ведущие Радио ВЕРА Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Ведущие: Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Храм Рождества Богородицы. Владикавказ

В южной части Владикавказа есть исторический район Осетинская слобода. Здесь на улице Рождественской, в пятистах метрах от набережной реки Терек, стоит старейшая церковь города. Храм посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Он был основан в 1814 году. На тот момент Владикавказ представлял собой военную крепость у входа в Дарьяльское ущелье. Форт построили в 1784 году по указу царицы Екатерины Второй для защиты южных рубежей Российской империи.
За мощными стенами русского укрепления нашли защиту от соседних племён осетины, прежде обитавшие выше в горах. Это были потомки аланов — христианского народа, пострадавшего от монгольских завоевателей в тринадцатом столетии. За многие века горцы утратили церковные традиции. Вернуться к вере им помогли русские миссионеры. Именно они построили в Осетинской слободе церковь Рождества Богородицы — вначале деревянную, а спустя несколько лет — каменную.
В дальнейшем в среде осетинского народа появились свои просветители. Так, в 1862 году настоятелем храма Рождества Богородицы стал священник Аксо, а в русском произношении Алексий Колиев. Он заботился о том, чтобы соотечественники имели возможность изучать Священное Писание на родном языке. Важнейшей задачей отец Алексий считал развитие женского образования на Кавказе. Он говорил, что грамотная мать сможет прочитать Евангелие и передать Благую весть своим детям. На собственные средства священник организовал школу для девочек и сам преподавал в ней. Миссионер перевёл на осетинский язык многие молитвы и писал духовные стихи. При нём церковь Рождества Богородицы стала духовным центром Владикавказа.
В храме сложилась дружная община. Когда после революции 1917 года старинное здание собирались снести, прихожане встали на его защиту. Церковь удалось спасти. Многие годы в ней размещался музей. Героем экспозиции стал поэт Коста Хетагуров — основоположник осетинской литературы.
В 1993 году храм Рождества Богородицы вновь стал действующим. Сегодня под его сводами регулярно совершаются богослужения. Голубое здание стоит на возвышенности и золотой крест над шатровым куполом виден за несколько кварталов. Со смотровой площадки у церкви открывается потрясающий вид на Кавказские горы. Этой панорамой любовались и первые жители Владикавказа.
Все выпуски программы ПроСтранствия