Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60.

Комментирует священник Антоний Борисов.
«Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём», — такие слова произнёс как-то Иисус Христос. Сын Божий указал тем самым на трагическое обстоятельство. Народ, к которому Спаситель по человеческой природе принадлежал, Его не принял. Подобная участь коснулась многих учеников Христовых. Об одном из них, мученике Стефане, повествуется в отрывке из 6-й и 7-й глав книги Деяний святых апостолов. Данное чтение звучит сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Слова, которые мученик Стефан произносит перед смертью, напоминают речи ветхозаветных пророков. В особенности, Иеремии, Исайи, — тех, которые были казнены соплеменниками за обличительную проповедь. Современникам пророков крайне не нравилось, что кто-то указывал на их грехи, требовал искреннего покаяния. Вот и святой Стефан, человек праведной жизни, был схвачен и убит за то, что стремился следовать правде Божией.
Что же так возмутило слушателей Стефана? Прежде всего, то, что мученик посягнул, как им показалось, на святое — на авторитет ветхозаветного патриарха Авраама. Неужели Стефан действительно произнёс нечто оскорбительное? Вовсе, нет. Он лишь продемонстрировал слушателям, что прошлое и превратное представление о нём, не есть одно и то же.
Современники Стефана полагали, что уже по происхождению своему они занимают привилегированное место в мире, а за тщательное соблюдение заповедей им полагается гарантированная награда. Мученик же напомнил им, что величайший праведник Ветхого Завета, Авраам, ничего из обещанного ему лично не получил от Бога. Земля обетованная так и не стала собственностью Авраама. У него не родилось множество детей, а имелся только единственный сын — Исаак. Является ли это доказательством ущербности духовного наследия патриарха? Нисколько. Ведь он сам вовсе не нуждался в материальном, не требовал от Господа чуда, но смиренно стремился служить правде Божией.
По зависти и гордости люди казнили Христа. Ровно по той же причине они наложили руки и на Стефана, хотя, как подмечает библейский текст, лицо его было подобно ангельскому и в святости его не было сомнений. Впрочем, легко укорять других за их ошибки. Значительно сложнее взглянуть на самих себя. Сто лет назад наш народ поднял руку на святыню Божию, отправил в лагеря и на казнь множество православных христиан — священнослужителей и мирян. Семь десятилетий вера в нашей стране считалась мракобесием, признаком психического расстройства. Исторический урок, который мы сами себе устроили, поистине горек. Но забывать его нельзя, чтобы не случилось с нами нечто худшее.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (20.08.2025)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 173 зач., III, 4-11

Комментирует священник Антоний Борисов.
Классик русской литературы Федор Достоевский построил сюжет своего романа «Преступление и наказание» вокруг вопроса — что такое настоящая свобода? Главный герой повествования Достоевского, студент Родион Раскольников, отчаянно желает стать свободным человеком. Но ищет свободу не там и не так. В отличие от апостола Павла, который пишет о радости свободы и жизни в Боге в отрывке из 3-й главы своего 2-го послания к коринфянам, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей,-
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.
11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.
Герой Достоевского, упомянутый уже Родион Раскольников, идеалом для себя выбирает Наполеона Бонапарта — императора Франции и знаменитого завоевателя. Наполеон, с точки зрения Раскольникова, является вершителем человеческих судеб, чувствует за собой право судить и наказывать вплоть до смертной казни. Возомнив себя Наполеоном, несчастный студент решается на страшный шаг. Он убивает старуху, дававшую деньги в долг под проценты. Случайно свидетельницей преступления становится родственница жертвы. Она также погибает. После убийства Раскольников пребывает в эйфории, а затем его начинает мучить совесть. Он постепенно осознает, что обрел не свободу, а стал самым настоящим пленником, даже рабом совершённого им страшного греха. Вместо обретения выдуманного величия Наполеона Раскольников приобрел разрушенную собственными руками жизнь.
О свободе (не вседозволенности или произволе, а о свободе истинной) речь идет и в прозвучавшем отрывке из послания апостола Павла к коринфянам. Апостол использует для разъяснения своей свободы, казалось бы, неподходящий образ преданного служения, находящегося где-то совсем рядом с рабством. Рабством Богу. И тут необходимо разъяснение. В Римской империи времен Христа существовало два типа отношения к подневольным слугам. Были хозяева, которые видели в рабе исключительно вещь. Но существовали и те, кто за добрую службу наделяли слугу свободой, а также правами члена семьи.
Апостол Павел убеждает своих читателей в том, что путь к настоящей свободе возможен только через верное служение заповедям Божиим. Но не по форме, а по содержанию. Или как пишет Павел: «Бог дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит». На практике данное утверждение означает следующее. Любящий Господа человек совершенно сознательно запрещает себе грешить. Он повинуется закону Божию — не убивает, не крадёт, не мстит, не прелюбодействует, не совершает иных дел порока. Воля человека оказывается подчинена Отцу Небесному подобно тому, как раб исполняет повеления хозяина. Господь — хозяин добрый и милостивый. И все Его требования имеют только одну цель — чтобы мы стали свободны от греха, со временем почувствовали, что настоящее счастье заключается не во вседозволенности, а в отстранённости от любых проявлений зла.
Но при этом данная отстраненность в основании должна иметь не гордость и превозношение над другими людьми, а любовь и к Богу, и к людям. Иначе никакого смысла в служении просто не будет. Тот же, кто познает истинную суть рабства любви Господней, окажется похожим на пророка Моисея и самого апостола Павла. Читаем в послании: «сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, — то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?»
Православных христиан часто укоряют за то, что они называют себя рабами Божиими. На самом деле, нет в этом мире именования более возвышенного. Ведь называя себя рабом Божиим, человек тем самым показывает, что подчиняется он только Творцу вселенной и нет для него закона выше, чем закон Господень. Раб Божий не будет бояться бед этой жизни, потому что находится под защитой Бога. Раб Божий не прогнётся и не пожертвует чистотой совести, потому что главным авторитетом для него являются заповеди Господа. Раб Божий обладает свободой, которая несравненно выше и больше, чем вся гордость Наполеона. Потому что это свобода от зла, пока ещё царствующего в нашем мире, но обреченного погибнуть в день суда Христова.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Иннокентий Херсонский». Артём Малышев (19.08.2025)
У нас в студии был преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Артём Малышев.
Разговор шел жизни, служении и богословских трудах святого святителя Иннокентия Херсонского.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных богословию русских святых XIX века.
Имена русских святых синодальной эпохи известны нам часто только по их пастырским наставлениям, а между тем русские святые были и мыслителями, оставившими после себя глубокие богословские труды. В чем специфика русской патрологии? Какие темы и почему интересовали русских пастырей? Что это говорит нам о нашей Церкви? Этим темам посвящен наш цикл.
Первая беседа с Артёмым Малышевым была посвящена святителю Филарету Московскому.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер







