Деян., 43 зач., XX, 7-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Нередко, когда пытаются дать определение тому, что такое Церковь, звучат известные слова апостола Павла, «Церковь — это тело Христово». Кто-то, услышав это определение скажет: «Как-то очень расплывчато». Возможно, и так. Просто необходимо понимать, что перед нами не научный термин, а очень глубокая и многозначная богословская метафора. Однако, тот отрывок из 20 главы книги Деяний апостольских, который звучит сегодня в православных храмах, является прекрасной иллюстрацией того, что же это означает на практике.
Глава 20.
7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.
12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились.
Событие с юношей Евтихом, о котором мы только что услышали, происходит на фоне церковного богослужения. От прочитанного создаётся впечатление, что речь идёт больше о семейном собрании, нежели о торжественном, строго регламентированном храмовом ритуале. Так оно и было. Первые христиане для совершения совместной молитвы встречались дома у кого-то из членов общины. Эти встречи назывались агапами, в переводе с греческого, вечерями любви. Люди приносили еду, чтобы разделить её с братьями по вере. Совместная трапеза сопровождалась пением гимнов, проповедью предстоятеля, дискуссиями и беседами. После пира совершалось Таинство Евхаристии, которое венчало собой встречу христиан. Во всём чувствовалась простота и безыскусность. В этом проявляется семейный характер и дух христианской Церкви. Ведь Церковь возникла не как государственный институт, не как корпорация. Это место, куда человек приходил к своим. Только здесь его могли понять и принять. Здесь он получал удовлетворение не только своим духовным запросам, когда участвовал в таинствах, но также душевным, эмоциональным и телесным. Здесь он мог расслабиться, как дома, где можно быть самим собой, в простоте общаясь со своими родными. Церковный организм устроен Спасителем так, что участие в нём принимает всё наше существо, и тело, и душа, и дух. Если это единство есть, тогда человек может ощутить себя в полноте причастным церковному организму, к Телу Христову. Нужно отметить, что подобные встречи происходили ночью, так как днём люди были заняты работой. Именно этим можно объяснить произошедшее с Евтихом. В домашней обстановке юноша расслабился после тяжёлого рабочего дня. Кроме того, от многочисленных светильников воздух в комнате стал тяжёлым. Было душно. А потому он заснул и выпал из окна третьего этажа во двор. Однако, как говорит Писание, он остался жив благодаря молитве Павла и общины.
Из произошедшего можно извлечь важный урок. Наше участие в церковной жизни не является стопроцентной гарантией того, что беды, трудности и неудачи будут теперь обходить нас стороной. Господь пришёл не для того, чтобы изменить к лучшему обстоятельства окружающей действительности. Мир как лежал во зле, так и лежит. Однако Он создал Церковь, то место, куда я могу прийти словно домой, к своим. Где я могу напитаться не только пищей духовной, но и душевной. Где я могу получить поддержку и понимание, с какими бы проблемами мне не пришлось столкнуться. Будем помнить об этом. Ведь это означает, что, как мы ощущаем себя в наших общинах, зависит не только от Бога, но и от нас самих. Именно мы своими действиями, словами, эмоциональным состоянием формируем ту атмосферу, которая живёт в наших собраниях. И очень бы хотелось, чтобы это была именно семейная атмосфера, место, куда хочется вернуться, чтобы встретить своих, чтобы тебя приняли таким, какой ты есть. Ведь если не так, куда ещё нам идти?
8 ноября. О явленных и до времени не явленных миру святых

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».
О явленных и до времени не явленных миру святых — игумен Назарий (Рыпин).
Речь идёт о святости и праведности человека. То есть праведник, как бы он ни скрывал свою добродетель, всё равно он будет узнаваем. Как и апостол Павел говорит: «Мы гонимы, но узнаваемы».
И безусловно, это должно послужить нам ободрением в том, что не только какие-то греховные дела откроются. Безусловно, это так. В день Страшного Суда откроются все помышления сердечные, все движения нашего сердца, не говоря уже о делах, которые мы совершали, и словах, которые мы сказали. Даже какие-то взгляды, малейшие движения сердца, они будут объявлены.
Но тем не менее, Господь здесь говорит о том свете духовном, который является через людей праведной жизни. О том, что настоящий праведник не сможет скрыться, хоть как бы он себя ни скрывал.
В этом для нас великое обетование утешения, именно потому, что мы считаем порой, что святых вроде бы уже и нет, но пока существует этот мир, праведники были, есть и будут. Но, как говорят святые отцы, что до скончания века не иссякнут святые, но святые последних дней примут, раскроют себя от лица людей.
И всё же для нас это утешение в том, что Господь всегда будет являть в Своей Церкви святых до конца времен.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом

В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный».
О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом — священник Родион Петриков.
Слова апостола Павла звучат особенно глубоко в день, когда Церковь вспоминает страшное землетрясение 740 года в Константинополе. В этот день византийскую столицу потрясла катастрофа: рухнули стены, дома, башни. Император-иконоборец Лев Исавра, который гнал верующих, увидел в этом Божий знак.
Люди, переживая ужас, вышли на молитву. И тогда случилось чудо. Юноша, вознесшийся во время моления, принес с небес ангельские слова: «И Я с вами, и никто против вас». Землетрясение прекратилось, но главное — обнажилась правда: всё земное шатко и неустойчиво, как та самая хижина из слов апостола.
Что же это событие открывает нам сегодня? Во-первых, Павел называет тело хижиной не из презрения, но чтобы сказать, что наша истинная крепость в Боге. Во-вторых, что для нас разрушение хижины — это не только катастрофы, но болезни, утраты и кризисы веры. И Бог допускает их, но не для наказания, а чтобы мы увидели под ногами зыбкий песок, а над нами — вечные небеса.
И если тревога трясет наш внутренний мир, вспомним кондак этого дня: «И избавь от труса тяжкого, и воззови: „Аз есьм с вами“». Это в-третьих.
Наконец, последнее, что мы можем узнать в этом дне, это то, что если мы теряем опору, то вспомним, что наша жизнь — это не просто сиюминутная палатка, а стройка вечности. Каждая молитва, каждое доброе дело, прощение — это всё кирпичики небесного дома.
Пусть память о Царьграде и страшном землетрясении научит нас, что, даже когда рушатся стены, Бог не оставляет Своих. Как писал святитель Феофан Затворник, настоящая жизнь — это переход в вечность. Идите туда с надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О подвиге Великомученика Димитрия Солунского
Сегодня 8 ноября. День памяти Великомученика Димитрия Солунского, военачальника, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его подвиге — протоиерей Василий Гелеван.
Молодой человек Димитрий, перспективный, принял Христа, будучи научен вере христианской. Но от него-то ждали другого, от него ждали, что он будет преследовать христиан. А святой Димитрий открыл воскресную школу, покровительствовал христианам. И когда об этом донесли императору, немедленно градоначальника арестовали и подвергли пыткам.
Но он не был слаб духом, он не отрёкся от Христа, он пронёс все эти пытки. Больше того, он даже ученика своего Нестора научил, как противостоять злу. Нестор был небольшого роста, некрепкого телосложения, но бросил вызов великану Лию, низверг его и победил. И это, конечно, школа Димитрия.
И когда мы молимся святому великомученику Димитрию, мы молимся в том числе о научении: научи нас, святой, как нам победить наших врагов. Наши воины молятся святому великомученику Димитрию. Исторически всегда святой Димитрий Солунский был покровителем русского воинства.
В честь святого Димитрия Солунского крестили будущего великого князя московского Дмитрия Донского, который теперь сам святой. И святому Димитрию Солунскому посвящены самые древние до нас дошедшие иконы и мозаики.
Святой Димитрий Солунский по праву стоит в первых рядах небесных покровителей православного христолюбивого воинства.
Все выпуски программы Актуальная тема







