
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632

Деян., 22 зач., IX, 19-31.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим историю о том, как Савл, будущий апостол Павел, обратившись к вере во Иисуса, начинает проповедовать о том, что распятый был и Христом, то есть тем самым Мессией, которого ждал народ иудейский. Подобное его изменение воспринимается с большим недоверием потому что он проповедует в городе, в который пришел гнать христиан и предавать их суду.
Казалось бы то что произошло с Павлом история исключительная и повторяется крайне редко. На самом же деле, в миниатюре эти истории происходят регулярно. Ведь что по сути мы видим? Есть человек, который не является христианином является и живёт совершенно далекой от христианства жизнью. Детали этой жизни не важны. Важно, что окружающие и представить себе не могут, что он когда-нибудь изменится и станет верующим. Но Бог посещает его, вдруг те или иные обстоятельства приводит его к тому, что он открывает свое сердце вере и всё для него становится новым... И речи, над которыми он смеялся оказываются важными, он начинает ценить их, начинает воспринимать их всерьёз. Он стремится к тому, чтобы очистить свою жизнь. Более того, если он правильно воспринимает Бога, он не столько тяготиться прежней жизнью, не столько мучается из-за неё, сколько просто отвергает всё это, умирает для прошлой греховной жизни и и радуется тому, что Бог готов принять его. Принять его покаяние и его изменение.
Но как нелегко это изменение принимают люди, которые привыкли видеть этого человека прежним. Сколько раз молодые христиане встречали насмешки в среде своих друзей, с которыми ещё недавно запросто общались, отдыхали, обсуждали общие темы. Ты только недавно вольно обращался девушками, не может быть чтобы теперь ты стал таким целомудренным... Что это ты? Всегда интересовалась гороскопами, верила гадалкам — с чего это ты стала такой ханжой. Таких примеров можно приводить очень много.
Как в древности, так и сегодня, люди не доверяют чужому религиозному опыту. Причем могут не доверять как друзья, так и недруги... Самое печальные, что такое недоверие встречается и среди христиан, чего, конечно же, не должно быть. Человек, который приходит в Богу, кем бы он ни был, и какую бы жизнь он ни вёл, искренне обращаясь, и желая изменить свою жизнь, должен встречать в церковной среде всяческую поддержку. Ведь все мы вместе с Богом должны радоваться тому, что блудный сын был мертв и ожил, был потерян, но вот — нашелся.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема