
Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент кафедры Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Мы не очень любим, когда человек публично меняет своё мнение. Обычно его подозревают в неискренности и считают, что он сделал это ради выгоды. Но бывают ситуации, когда всё против такого выбора, а человек всё равно его совершает. Почему же это может произойти? Об этом прекрасно говорится в отрывке из 9 главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня во время богослужения в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Мы слышим историю прекрасно образованного и очень самоуверенного молодого фарисея по имени Савл, который настолько искренне и горячо борется с христианами, что не просто спорит с ними, когда пересекается в быту, но даже специально ищет их в других городах, для того чтобы привести их в Иерусалим на суд синедриона. Однако на пути в город Дамаск он встречает Христа и переживает личную встречу с Ним. Причём, парадоксальным образом от этой встречи он ослеп и не прозрел пока не крестился. Кому-то может показаться странным, ведь встреча со Христом должна открывать человеку глаза. Его взгляд на Бога, на мир, на Мессию, на судьбу всех народов, должен исправляться. Ведь даже сам образ просвещённого человека связан с тем, что теперь он всё ясно видит. Но что делать, если человек уверен, что его знания истинны, и при этом он ошибается? Выход только один. Для прежней жизни он должен ослепнуть. И Савл, перед тем как стать Павлом, слепнет для своего прошлого, для своего взгляда на Мессию, для своего пренебрежения язычниками. Он слепнет как фарисей, как самоуверенный и всезнающий человек, и какое-то время он пребывает во тьме. Это, конечно, тьма его души, в которой проходит неимоверно трудная борьба со своими прошлыми взглядами, потому что прошлое не отпускает так просто. Но вот встреча состоялась и ослепление прошло. Его глаза открыты, и Бог во Христе открывается ему как любящий и даже будто бы сочувствующий его положению. Неслучайно Он говорит: «Савл, Савл, тяжело тебе идти против рожна». Господь не пугает его, не заставляет изменить свою позицию и никак не притесняет... Но только когда Савл спрашивает сам — Господь открывает перед ним путь, по которому ему предстоит пойти. Это меняет всю жизнь Савла, который становится Павлом и начинает проповедовать Иисуса как Мессию, несмотря на то что христиане боятся ему верить, а бывшие соратники удивляются и даже хотят его убить. Но встреча со Христом изменила его жизнь, и теперь он не боится ничего, ведь он не просто узнал внешние обстоятельства, ради которых изменился, Павел познал саму истину, которая преобразила всю его жизнь.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема