
Деян., 12 зач., IV, 23-31.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Жизнь человека состоит из проблем. Это как повседневные проблемы, так и те, которые угрожают нашей безопасности и даже жизни. Нередко для их решения мы ищем новый опыт. Обращаемся к учителям, философам, старцам, коучам. Мы используем ту мудрость, которую предлагают религиозные традиции. Какой рецепт преодоления повседневных трудностей нам предлагает христианство? Возможно, ответ на этот вопрос предлагает тот отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня в православных храмах.
Глава 4.
23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
В этой краткой зарисовке изображено то, как первые христиане отреагировали на весть о том, что религиозные лидеры евреев отвергли учение Христа. Синедрион, высший орган правления иудеев, запретил апостолам в лице Иоанна и Петра проповедовать Евангелие под страхом суровых наказаний. Проблема серьёзная. По идее апостолы должны были бы смутиться. Ведь противостоять власти — дело нешуточное. Как минимум в сердцах людей возникло бы ощущение беспокойства, настороженности в предчувствии гонений и неприятностей, которые их ожидают. Однако здесь мы видим совершенно обратную картину. Апостолам не только не приходит в голову мысль о том, чтобы подчиниться распоряжению синедриона и не говорить о Христе. Совсем напротив, они исполнены сил и задора продолжать проповедь Евангелия даже с ещё большим энтузиазмом, чем раньше.
Перед нами одно из явных проявлений Духа Святого. Господь отнимает тревожность и страх у Своих учеников, вселяет в них уверенность в победе. И, напротив, сердца их противников наполнены неуверенности. Очень точно их состояние описывают строки из псалма царя Давида, которые произносят христиане: «мятутся язычники, и народы замышляют тщетное». Слово «мятутся» в переводе с языка оригинала обозначает «ржание разгорячённых лошадей». Когда лошади разгорячены, они вскидывают головы, бьют копытом, брыкаются, но, в конце концов, они вынуждены смириться с уздой и вожжами. Вот так ведут себя и люди, которые пытаются противостоять Богу и Его Промыслу. Какие бы усилия они не прилагали, Бог выходит победителем из любого противостояния. Воскресение Христово — явное тому подтверждение. Победу у Бога не может забрать даже смерть. Несмотря на то, что видимым образом Господь ей подчиняется, последнее слово остаётся за Ним.
Так же происходит и в судьбах тех, кто является служителем Творца. Если человек стремится воплощать в своей жизни Его заповеди, то всякий, кто будет пытаться строить ему препоны на этом пути, потерпит поражение. Все его усилия помешать этой проповеди будут тщетными. Это не означает, что Господь обязательно видимым образом накажет злодея или даст для этого особые силы Своим ученикам. Скорее сами обстоятельства жизни в конечном счёте сложатся так, что тот, кто противостоит Богу и Его верным служителям, будет совершенно лишён сил вести борьбу и признает поражение. Не так ли произошло с самим христианством? Три столетия гонений со стороны иудеев и язычников-римлян, и вместо того, чтобы исчезнуть с арены мировой истории, христианство становится официальной религией Римской империи. Злоба противников захлебнулась, её источник иссяк. Церковь победила без всякой войны и борьбы. Единственно благодаря тому, что её участники в своих повседневных делах были верны Евангелию и Духу Христовой любви.
Что это означает для нас? Нам не удастся в своей жизни избежать проблем и трудностей. И не все их можно будет решить своими силами. А потому необходимо учиться с доверием Богу отпускать ситуацию. Не вовлекаться в борьбу с обстоятельствами. Но всю свою энергию направлять на исполнение Евангелия и его главной заповеди о любви к тем, кто нас окружает. Сконцентрироваться на том, как я могу быть полезен близким в настоящем моменте. Если пойдём по этому пути и будем стремиться сегодня во всех своих делах исполнять волю Творца, то завтра Он подскажет нам, как разрешить те трудности, которые нас тревожат. А, возможно, и это скорее всего, вопреки всякой житейской логике, Сам чудесным образом решит те проблемы, которые мы не в силах решить самостоятельно.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (27.08.2025)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 182 зач., VI, 11-16

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда мы читаем книги Нового Завета, нам не стоит забывать, что первоначально они не имели привычную нам форму, в их тексте не было разделения на главы и абзацы, разделения на строки тоже не было; листы, на которых написан текст, не имели нумерации, и не были сшиты между собой, а некоторые из листов существенным образом пострадали во время путешествий. Поэтому не стоит ожидать от книг Нового Завета привычной нам гладкости повествования, ведь может оказаться, что какие-то листы были перепутаны, а некоторые и вовсе изначально были частью совсем другой книги. Учёные предполагают, что именно так произошло с 6-й главой Второго послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 6.
11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
13 В равное возмездие,- говорю, как детям,- распространитесь и вы.
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
Нам достаточно быть внимательными людьми, чтобы понять: только что прозвучавший отрывок апостольского послания к Коринфянам какой-то странный. Сначала апостол Павел написал о своём отношении к общине Коринфа, сказал, что его сердце открыто для них, и что он надеется на взаимность, а сразу после этого внезапно начинается разговор про попытки совмещения праведности и греха, что, конечно же, невозможно, а потому человек должен избрать что-то одно, и вполне очевидно, каким должен быть выбор христиан. Странность прозвучавшего отрывка современные учёные объясняют довольно простым образом: мы имеем дело со вставкой, которая первоначально относилась к какому-то иному посланию апостола Павла, возможно, к тому, которое не сохранилось, и было отправлено в Коринф прежде известного нам Первого послания к Коринфянам.
Конечно, особенности услышанного нами отрывка не делают его менее важным; его происхождение любопытно, и не более того, а потому нам стоит обратить внимание на суть прозвучавших слов. С одной стороны, они довольно просты: апостол Павел любил своих духовных чад, он многое делал для них, и вполне естественно, что он ожидал от них взаимности. Впрочем, здесь важно заметить, что взаимная любовь христиан — вовсе не равна взаимной любви во внехристианских сообществах или же взаимной любви в обыденном смысле этого понятия; любовь христиан друг ко другу берет своё основание во Христе, и не зависит от каких бы то ни было личных качеств людей. Своими словами апостол Павел призывал не только к доброжелательному отношению к самому себе, то есть к Павлу; апостол призывал к исполнению Христовой заповеди, ведь никто не сможет обрести спасение, если пренебрежёт словами Христа.
Дальнейшие слова прозвучавшего сегодня отрывка тоже просты и в достаточной мере очевидны: попросту глупо думать, что есть какая-то возможность служить и Богу, и Его противнику. Как мы помним, сама евангельская история показывает, что ни у кого не получилось успешно пройти по этому пути.
Бог требует от нас сделать выбор. Собственно, так было с момента сотворения человека: Адаму было предложено выбрать — либо он слушает Бога, либо он избирает другой путь. Адам попытался и вкусить запретный плод, и остаться в раю, но у него, как мы помним, это не получилось, ведь сам рай — это ничто иное, как общение с Богом, не подразумевающее и намёка на возможность измены Ему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианское отношение к смерти». Протоиерей Дионисий Лобов

У нас в студии клирик московского храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне протоиерей Дионисий Лобов.
Мы говорили о христианском отношении к смерти и о том, как принимать и переживать расставание с уходящими из земной жизни близкими.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер