Деян., 12 зач., IV, 23-31.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Жизнь человека состоит из проблем. Это как повседневные проблемы, так и те, которые угрожают нашей безопасности и даже жизни. Нередко для их решения мы ищем новый опыт. Обращаемся к учителям, философам, старцам, коучам. Мы используем ту мудрость, которую предлагают религиозные традиции. Какой рецепт преодоления повседневных трудностей нам предлагает христианство? Возможно, ответ на этот вопрос предлагает тот отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня в православных храмах.
Глава 4.
23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
В этой краткой зарисовке изображено то, как первые христиане отреагировали на весть о том, что религиозные лидеры евреев отвергли учение Христа. Синедрион, высший орган правления иудеев, запретил апостолам в лице Иоанна и Петра проповедовать Евангелие под страхом суровых наказаний. Проблема серьёзная. По идее апостолы должны были бы смутиться. Ведь противостоять власти — дело нешуточное. Как минимум в сердцах людей возникло бы ощущение беспокойства, настороженности в предчувствии гонений и неприятностей, которые их ожидают. Однако здесь мы видим совершенно обратную картину. Апостолам не только не приходит в голову мысль о том, чтобы подчиниться распоряжению синедриона и не говорить о Христе. Совсем напротив, они исполнены сил и задора продолжать проповедь Евангелия даже с ещё большим энтузиазмом, чем раньше.
Перед нами одно из явных проявлений Духа Святого. Господь отнимает тревожность и страх у Своих учеников, вселяет в них уверенность в победе. И, напротив, сердца их противников наполнены неуверенности. Очень точно их состояние описывают строки из псалма царя Давида, которые произносят христиане: «мятутся язычники, и народы замышляют тщетное». Слово «мятутся» в переводе с языка оригинала обозначает «ржание разгорячённых лошадей». Когда лошади разгорячены, они вскидывают головы, бьют копытом, брыкаются, но, в конце концов, они вынуждены смириться с уздой и вожжами. Вот так ведут себя и люди, которые пытаются противостоять Богу и Его Промыслу. Какие бы усилия они не прилагали, Бог выходит победителем из любого противостояния. Воскресение Христово — явное тому подтверждение. Победу у Бога не может забрать даже смерть. Несмотря на то, что видимым образом Господь ей подчиняется, последнее слово остаётся за Ним.
Так же происходит и в судьбах тех, кто является служителем Творца. Если человек стремится воплощать в своей жизни Его заповеди, то всякий, кто будет пытаться строить ему препоны на этом пути, потерпит поражение. Все его усилия помешать этой проповеди будут тщетными. Это не означает, что Господь обязательно видимым образом накажет злодея или даст для этого особые силы Своим ученикам. Скорее сами обстоятельства жизни в конечном счёте сложатся так, что тот, кто противостоит Богу и Его верным служителям, будет совершенно лишён сил вести борьбу и признает поражение. Не так ли произошло с самим христианством? Три столетия гонений со стороны иудеев и язычников-римлян, и вместо того, чтобы исчезнуть с арены мировой истории, христианство становится официальной религией Римской империи. Злоба противников захлебнулась, её источник иссяк. Церковь победила без всякой войны и борьбы. Единственно благодаря тому, что её участники в своих повседневных делах были верны Евангелию и Духу Христовой любви.
Что это означает для нас? Нам не удастся в своей жизни избежать проблем и трудностей. И не все их можно будет решить своими силами. А потому необходимо учиться с доверием Богу отпускать ситуацию. Не вовлекаться в борьбу с обстоятельствами. Но всю свою энергию направлять на исполнение Евангелия и его главной заповеди о любви к тем, кто нас окружает. Сконцентрироваться на том, как я могу быть полезен близким в настоящем моменте. Если пойдём по этому пути и будем стремиться сегодня во всех своих делах исполнять волю Творца, то завтра Он подскажет нам, как разрешить те трудности, которые нас тревожат. А, возможно, и это скорее всего, вопреки всякой житейской логике, Сам чудесным образом решит те проблемы, которые мы не в силах решить самостоятельно.
Не унывай, на вопросы отвечай
Пандемия коронавируса 2020 года принесла человечеству немало страданий. Но приметой этого тревожного времени стали не только статистические сводки заражений, но и рассказы о доброте, взаимовыручке и поддержке. Так, французский комический актёр Ноам Картозо во время карантина организовал весёлую викторину для своих пожилых соседей. Утешительное развлечение ежедневно транслировались в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
В дни самоизоляции парижане установили традицию каждый вечер в восемь часов выходить на балконы, чтобы поаплодировать врачам, борющимся с коронавирусом. Не стали исключением и жители маленькой улочки Сен-Бернар, где проживает Наом Картозо. Участвуя в акции солидарности с медиками, актёр заметил, что его пожилые соседи день ото дня становятся всё грустнее. Молодой человек попытался ободрить приунывших — он включал музыку и приглашал всех потанцевать. Инициативу вежливо отклонили.
Комик не отступился от своей идеи поддержать людей. Он объявил конкурс на звание самого сообразительного во дворе, и на этот раз соседи откликнулись. Ноам задавал непростые вопросы, кто отвечал первым — получал баллы. Набравшим наибольшее количество очков доставались призы — туалетная бумага, которая на какое-то время попала в разряд дефицита, и вермишель как символ запасливости. С каждым днём участников викторины становилось всё больше. Форму конкурса пришлось менять по ходу — из индивидуального соревнование стало коллективным. Команды двух домов, стоящих друг напротив друга, увлечённо отвечали на вопросы Ноама Картозо.
Опыт показался соседям настолько увлекательным, что они решили им поделиться. Эрудиты создали блог в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), где ежедневно выкладывали видеозапись своей интеллектуальной игры. Страница моментально собрала десятки тысяч подписчиков. Признаюсь, что я тоже подписалась. Мой французский не позволял в полной мере оценить искромётные шутки и оригинальные ответы участников викторины. Но то, что весёлая затея Ноама Картозо сплотила соседей и помогла прогнать уныние, понятно было и без слов.
Все выпуски программы Живут такие люди
Тишина. Наталия Лангаммер
Вы когда-нибудь слушали тишину? — спросил нас режиссер в театральной студии, где я занималась в детстве. Мне было лет десять.
И мы решили послушать эту самую тишину. Замерли на минуту.
Вечер. Школа. Звуки уставших шагов учителей, которые задержались после уроков. Звук швабры, моющей пол. То ли звон, то ли шипение потолочных светильников. И тишина. Просто тишина.
Недавно слушала аудиобеседы владыки Антония Сурожского с прихожанами. Он рассказывал, что просит не беспокоить друг друга в храме, когда кто-то молчит, пребывает в тишине. Это очень важный момент. Момент погружения в себя, раздумий, молитвы. В конце лекции он предложил: «Давайте помолчим». И я вместе с владыкой и его паствой замолчала.
В детстве слушать тишину было любопытно. А сейчас?
Сейчас, в зрелом возрасте это, как глоток воды, как покой, как выдох усталости, как сладость.
Сейчас, когда я верующий человек, в тишине я слышу не звуки мира, я слушаю, я хочу услышать Бога. Я безмолвно молюсь. Кажется, мы оба молчим.
Как это нужно. Как это редко бывает. Просто остановиться и слушать тишину, а в ней — присутсивие Господа.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Игумения Таисия (Солопова) и её мать
«Мать моя вложила мне в сердце любовь к Богу и ближним, и всё то, что подобает христианину», — говорила игумения Таисия (Солопова) настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Будущая монахиня, духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского, устроительница храмов и монастырей, родилась в богатой семье дворян — морского офицера Василия Васильевича Солопова и его жены Виктории Дмитриевны, принадлежавшей к роду Пушкиных.
Супруги жили в одном из своих имений близ города Боровичи Новгородской губернии. Долгое время они оставались бездетными. Виктория Дмитриевна горячо молилась Божьей Матери о том, чтобы Владычица даровала ей дитя. И чудо произошло — 16 октября 1842 года на свет появилась здоровая, крепкая девочка. Малышку назвали Марией и окрестили в честь преподобной Марии Константинопольской. Василий Васильевич по роду своей морской службы редко бывал дома. С матерью же маленькая Маша была неразлучна. «Бывало, сидит она у окна своей комнаты, шьёт и рассказывает события из Священной Истории. А я примощусь на скамеечке у её колен и слушаю», — вспоминала игумения Таисия. Виктория Дмитриевна баловала дочь, покупала ей гостинцы и игрушки. Но, стремясь развить в девочке любовь к милостыне, часто говорила ей: «Видишь, Машенька, какая ты богатая, счастливая, сколько у тебя разных лакомств. А у других-то, несчастных, и хлебца нет, — ты бы поделилась с ними, а они бы за тебя Богу помолились». Девочка впитывала эти материнские уроки милосердия и всегда с радостью делилась тем, что имела. У неё была особая копилка, которую мама регулярно пополняла серебряными пятачками. Когда они с Машей выходили на прогулку, то брали копилку с собой и раздавали деньги всем нищим, которых встречали по пути.
В 1852 году Маше исполнилось 10 лет, и родители отвезли дочь в Петербург, в Павловский институт благородных девиц, где ей предстояло провести 6 лет. Разлука с домом, особенно — с нежно любящей матерью, плохо сказалась на здоровье девочки. Маша слегла и несколько месяцев провела в лазарете. Там, в помещении институтской больницы, она пережила несколько удивительных духовных видений, после которых ощутила призвание посвятить свою жизнь Богу и стать монахиней.
За 6 лет учёбы это желание только окрепло. И вот — выпуск из института, возвращение домой. Прошло немного времени, и Виктория Дмитриевна стала говорить о том, что девушке пора устраивать свою жизнь — прежде всего, найти подходящего мужа. Мария поняла: разговор о монастыре будет для матери неожиданностью. Но всё же решила открыть ей свою душу. Однажды, когда Виктория Дмитриевна пригласила домой портниху, Мария как бы между прочим попросила не шить ей много платьев. В ответ на удивлённый взгляд матери Маша, прижав руки к груди, взволнованно сказала, что не в состоянии жить светской жизнью; что она давно и всей душой стремится в монастырь. Виктория Дмитриевна оказалась непреклонна. «Если не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй больше никогда таких слов», — отрезала она.
Много дней и ночей провела Маша в слезах и молитвах. Но вот однажды матушка неожиданно собралась и уехала, не сказав, куда. А когда вернулась, обняла дочь и благословила на монашеский постриг. Виктория Дмитриевна рассказала, что во сне увидела Божью Матерь. Владычица укоряла женщину за то, что та не хочет отпустить дочь в монастырь. Проснувшись, она приказала заложить лошадей и поехала в близлежащий Иверский монастырь — помолиться перед иконой Царицы Небесной. «Там я дала обещание не удерживать тебя более», — со слезами сказала Виктория Дмитриевна.
Мария несколько лет прожила послушницей в разных обителях. 10 мая 1879 года в Тихвинском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Таисия. Всё это время она вела с матерью постоянную переписку. А после её кончины узнала от родных, что последние слова Виктории Дмитриевны были о дочери: «Маша — вечная за нас молитвенница, сама Царица Небесная избрала её Себе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен