Деян., 11 зач., IV, 13-22.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Где Бог в моей жизни, если Он так меня любит, как говорит об этом Евангелие? Это вопрос, который волнует всякого человека. Особенно же того, кто посвятил Богу свою жизнь, вошёл в Церковь и стремится во всём быть верным учеником Спасителя. Где Бог в моей жизни, если, несмотря на мои усилия быть хорошим, окружающие обстоятельства не меняются в лучшую сторону. Возможно, ответ на этот вопрос мы можем получить, если поразмыслим над тем отрывком из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением.
Глава 4.
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
В только что прозвучавшем отрывке есть интересный момент. Члены синедриона видят, что Пётр и Иоанн сотворили явное чудо. Они признают тот факт, что через них действует могущественная сила. Однако они отказываются признать и принять, что источником этой силы является Бог. В результате в иудейской среде начинаются гонения на христиан. Удивительно то, что эти гонения организовывают не язычники и не простолюдины. Инициаторами преследований становятся лидеры ветхозаветной Церкви, которую некогда Сам Бог и основал при помощи Своих пророков. То есть это преемники Моисея, Аарона, Илии, Елисея и других святых и праведников древности. Давайте поразмыслим, отчего так произошло?
Во-первых, на то есть очень серьёзные социальные, политические и религиозные причины. Синедрион состоял из саддукеев. Несмотря на свою малочисленность представители этой партии обладали большими богатствами и влиянием. Это были иудейские аристократы и олигархи. У них были и свои религиозные убеждения. Разумеется элитарные. Так, например, саддукеи, как люди, получившие классическое греко-римское образование, не верили в воскресение мёртвых, о котором проповедовали апостолы, заявляя, что Христос воскрес. Это серьёзная причина не принимать христианскую проповедь. А ещё саддукеи, и иже с ними, очень боялись разного рода волнений в народе. Ведь римляне жестоко карали за всякие общественные беспорядки. Поэтому в апостолах саддукеи видели, с одной стороны, нарушителей религиозных верований, с другой, возмутителей народного спокойствия, подстрекателей к бунту. И в первом, и во втором случае апостолы представляют собой опасность для комфорта, престижа и власти саддукеев. Поэтому они всеми силами стремятся задушить это движение в зародыше.
Во-вторых, были причины духовные. Религиозные лидеры евреев почитали религиозную традицию: они тщательно и скрупулёзно исполняли обряды благочестия и разнообразные предписания ритуального устава, однако во всём этом они, увы, потеряли личного, живого Бога. Личных отношений с Творцом у них не было. Не было той духовной связи, которая помогла бы им сразу узнать в странствующем проповеднике обещанного Мессию, как узнавали Его другие люди, которые вели духовную жизнь. А потому Бог, о Котором говорили Иоанн и Пётр, был для них чужим. А какой человек откажется от веры своих предков ради чужого Бога?
Итак, члены синедриона отказывались принимать проповедь о Христе, желая сохранить существующее положение вещей в политической, социальной, религиозной и духовной сферах. Их всё устраивало. Всё было под контролем. Во всём был комфорт и самодовольная сытость от самих себя и от того, как всё устроено вокруг. Именно это состояние самодовольной сытости, страх перед изменениями, страх, что жизнь станет непредсказуемой, а Бог и духовная реальность неподконтрольными, не позволили разглядеть в Петре и Иоанне вестников Истины.
Отсюда и мне повод задуматься. Не разучился ли я ставить свои установки под вопрос? Часто ли я провожу ревизию своих убеждений? Не доведены ли мои реакции на всё то, с чем меня сегодня сталкивает жизнь, до автоматизма? Не отвечаю ли я на поставленные мне действительностью вопросы по готовом шаблонам? Не навешиваю ли ярлыки на тех, кто меня окружает? Как часто я понуждаю себя взглянуть на привычное с другой стороны? Ведь, возможно, я всё жду в гости Бога, а Он давно уже пришёл, сидит передо мной и смотрит на меня глазами тех, к кому я привык и кого считаю слишком незначительными и обыденными. И всё, что мне необходимо, чтобы Его увидеть, — изменить угол зрения. Принять простую мысль: Он любит меня настолько, что стал человеком, умер на кресте, воскрес, послал Духа Своего и теперь рядом со мной, всегда и во всякой ситуации.
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.