
Деян., 11 зач., IV, 13-22.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Где Бог в моей жизни, если Он так меня любит, как говорит об этом Евангелие? Это вопрос, который волнует всякого человека. Особенно же того, кто посвятил Богу свою жизнь, вошёл в Церковь и стремится во всём быть верным учеником Спасителя. Где Бог в моей жизни, если, несмотря на мои усилия быть хорошим, окружающие обстоятельства не меняются в лучшую сторону. Возможно, ответ на этот вопрос мы можем получить, если поразмыслим над тем отрывком из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением.
Глава 4.
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
В только что прозвучавшем отрывке есть интересный момент. Члены синедриона видят, что Пётр и Иоанн сотворили явное чудо. Они признают тот факт, что через них действует могущественная сила. Однако они отказываются признать и принять, что источником этой силы является Бог. В результате в иудейской среде начинаются гонения на христиан. Удивительно то, что эти гонения организовывают не язычники и не простолюдины. Инициаторами преследований становятся лидеры ветхозаветной Церкви, которую некогда Сам Бог и основал при помощи Своих пророков. То есть это преемники Моисея, Аарона, Илии, Елисея и других святых и праведников древности. Давайте поразмыслим, отчего так произошло?
Во-первых, на то есть очень серьёзные социальные, политические и религиозные причины. Синедрион состоял из саддукеев. Несмотря на свою малочисленность представители этой партии обладали большими богатствами и влиянием. Это были иудейские аристократы и олигархи. У них были и свои религиозные убеждения. Разумеется элитарные. Так, например, саддукеи, как люди, получившие классическое греко-римское образование, не верили в воскресение мёртвых, о котором проповедовали апостолы, заявляя, что Христос воскрес. Это серьёзная причина не принимать христианскую проповедь. А ещё саддукеи, и иже с ними, очень боялись разного рода волнений в народе. Ведь римляне жестоко карали за всякие общественные беспорядки. Поэтому в апостолах саддукеи видели, с одной стороны, нарушителей религиозных верований, с другой, возмутителей народного спокойствия, подстрекателей к бунту. И в первом, и во втором случае апостолы представляют собой опасность для комфорта, престижа и власти саддукеев. Поэтому они всеми силами стремятся задушить это движение в зародыше.
Во-вторых, были причины духовные. Религиозные лидеры евреев почитали религиозную традицию: они тщательно и скрупулёзно исполняли обряды благочестия и разнообразные предписания ритуального устава, однако во всём этом они, увы, потеряли личного, живого Бога. Личных отношений с Творцом у них не было. Не было той духовной связи, которая помогла бы им сразу узнать в странствующем проповеднике обещанного Мессию, как узнавали Его другие люди, которые вели духовную жизнь. А потому Бог, о Котором говорили Иоанн и Пётр, был для них чужим. А какой человек откажется от веры своих предков ради чужого Бога?
Итак, члены синедриона отказывались принимать проповедь о Христе, желая сохранить существующее положение вещей в политической, социальной, религиозной и духовной сферах. Их всё устраивало. Всё было под контролем. Во всём был комфорт и самодовольная сытость от самих себя и от того, как всё устроено вокруг. Именно это состояние самодовольной сытости, страх перед изменениями, страх, что жизнь станет непредсказуемой, а Бог и духовная реальность неподконтрольными, не позволили разглядеть в Петре и Иоанне вестников Истины.
Отсюда и мне повод задуматься. Не разучился ли я ставить свои установки под вопрос? Часто ли я провожу ревизию своих убеждений? Не доведены ли мои реакции на всё то, с чем меня сегодня сталкивает жизнь, до автоматизма? Не отвечаю ли я на поставленные мне действительностью вопросы по готовом шаблонам? Не навешиваю ли ярлыки на тех, кто меня окружает? Как часто я понуждаю себя взглянуть на привычное с другой стороны? Ведь, возможно, я всё жду в гости Бога, а Он давно уже пришёл, сидит передо мной и смотрит на меня глазами тех, к кому я привык и кого считаю слишком незначительными и обыденными. И всё, что мне необходимо, чтобы Его увидеть, — изменить угол зрения. Принять простую мысль: Он любит меня настолько, что стал человеком, умер на кресте, воскрес, послал Духа Своего и теперь рядом со мной, всегда и во всякой ситуации.
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.
Псалом 90. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 90. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема