
Деян., 10 зач., IV, 1-10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как познать волю Бога? Как быть с Ним в близких отношениях? Как впустить Его в свою жизнь? Как приобрести значимый духовный опыт? Всё это вопросы, которые хоть раз в жизни задает себе любой человек. Тем более эти вопросы беспокоят того, кто сознательно называет себя христианином и стремится исполнять предписания религиозной традиции. Возможно, ответ на них мы найдём, размышляя над тем отрывком из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня в православных храмах.
Глава 4.
1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,
6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
Итак, мы слышим историю о том, как апостолы Иоанн и Пётр привлекают своей проповедью в Иерусалимском храме около пяти тысяч человек. Люди слушают их с упоением. Такая сила от них исходит. Однако не всем это по сердцу. Священники, начальники стражи и саддукеи начали возмущаться происходящим. Иоанна и Петра быстро берут под стражу и заставляют предстать перед синедрионом, высшим судебным органом иудеев.
И здесь мы встречаемся с персонажами, которые нам уже хорошо знакомы из Евангельской истории. Это всё те же люди, которые осудили на смерть Христа. По крайней мере, имена двух из них звучат вполне определённо — это первосвященники Анна и Каиафа. К слову, в состав синедриона, число участников которого равнялось 71, входили люди выдающихся дарований. Они были не только влиятельными, но и умными, образованными, хорошо разбирающимися в законах, в Священном Писании и традиции благочестия. В каком-то смысле это был цвет еврейской нации, религиозно-политическая аристократия.
Вот перед кем и в какой атмосфере говорит апостол Пётр, простой рыбак из провинциальной Галилеи. Согласитесь, для этого требовалось изрядная доля мужества. Поражает не столько то, что апостол демонстрирует это качество, сколько то, что прошло совсем мало времени с того момента, когда Пётр не смог найти в себе даже каплю подобной решимости во дворе дома одного из членов синедриона, когда Христа взяли под стражу. Он смалодушничал даже не перед воинами и слугами, а перед рабами первосвященника, среди которых была простая девушка-служанка. Одним словом, налицо поразительная перемена. Что же произошло с апостолом? А произошло горькое осознание своего падения, кошмар Страстной седмицы, скорбь креста, тоска погребения Учителя, страх одиночества и покинутости, гнетущее чувство богооставленности, одним словом, колоссальное потрясение, жестокий кризис, тотальная переоценка всех своих взглядов на себя, на окружающий мир, на отношения с Богом и своё место в этих отношениях. То, что и называется «раскаяние». Униженное возвращение в ряды апостолов, а потом радость Пасхи, Пятидесятницы и неожиданное восстановление в прежнем апостольском достоинстве. Вот, что произошло. Дух Божий стал наполнять апостола не потому, что он специально этому учился у кого-то, не потому что он совершил паломничество или какой-то особый религиозный ритуал, а просто потому, что он шёл за Христом, упал, увидел себя, кто он есть без поддержки Бога, без Его благодати, встал и опять, преодолев свой стыд, отряхнувшись, пошёл дальше за Христом.
Итак, чтобы приобрести важный духовный опыт, необходимо пройти путём Христа и Его учеников. А путь этот неровный. Это путь на Голгофу. Пусть и на свою, но для каждого из нас её будет достаточно вполне. Очевидно, что следуя по этому пути, человек будет спотыкаться, терять равновесие, падать, но если каждый раз он с доверием Богу будет вставать и, несмотря на тяжесть своего креста, идти дальше, то однажды, оглянувшись назад, увидит, что проделал огромный путь. И он сам осознАет, и окружающие заметят, что в нём произошли грандиозные изменения, что его всё больше и больше наполняет сила, слава и радость Светлой Христовой Пасхи.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема