Деян., 9 зач., III, 19-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Бог — это радость, мир, любовь и безграничное прощение. Вряд ли кто-то будет спорить с этим утверждением. Даже если человек не верит в то, что Бог существует, он, наверняка, был бы не против, чтобы Господь был именно таким. Но человек видит верующих и задаёт вопрос: если вы считаете себя последователями этого Бога, почему вы всё это не ощущаете? Почему у вас постоянно на первый план выходят разговоры о греховности, о наказании и о чувстве вины? Да и сам верующий может спросить себя: хожу на исповедь столько лет, а душа болит от тех грехов, которые совершил, например, в молодости. Никакого прощения не ощущаю. Почему же так? Возможно, определённый ответ содержится в третьей главе Книги Деяний апостольских, которая звучит сегодня в православных храмах.
Глава 3.
19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;
23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Только что прозвучала часть речи апостола Петра, произнесённая им перед иудеями в притворе Иерусалимского храма. В ней апостол говорит о том, что древние пророчества о Мессии исполнились. Христос пришёл и принёс людям прощение грехов. Теперь наступили, по словам апостола, времена отрады. Что это за времена? В конце отрывка Пётр поясняет, что это времена, когда душа человека получает возможность принять благословление. Другими словами, когда людям станет доступна благодать. Их сердце наполнится тишиной, миром и покоем.
Что необходимо сделать, чтобы принять этот дар? С этого апостол Пётр начинает свои рассуждения: необходимо покаяться и обратиться. Покаяние и обращение — два понятия, которые тесно связаны друг с другом. «Покаяться» означает изменить свой ум. То есть изменить своё мышление, свой прежний образ мысли, который раз за разом приводил меня ко греху. Так, например, если в прошлом я считал допустимым нарушать покой и порядок в общественных местах, наплевательски относился к потребностям окружающих меня людей, хулиганил, безобразничал и вёл себя вызывающе, то покаяние в этом случае для меня будет означать пересмотр моего представления о социальных нормах. Я должен буду признать и принять тот факт, что моя картинка реальности была искажённой. Что есть такое понятие, как личное пространство человека, и я должен стараться его соблюдать. Если раньше я считал, что мир крутится вокруг меня, и все окружающие в той или иной степени мне обязаны, то сейчас я должен принять ту мысль, что в центре всё-таки стоит Бог, а я всего лишь Его служитель, то есть тот, кто должен исполнять Его волю, которая заключается в том, чтобы быть максимально полезным для окружающих.
Однако, чтобы принять благодать, недостаточно просто изменить свои внутренние установки. По словам апостола Петра, надо ещё и обратиться, то есть начать поступать в соответствии со своими новыми убеждениями. Это важный момент. Ведь нередко головой понимаю, что мусор на улице прямо на тротуар бросать нельзя, а всё равно действую по старому шаблону. Понимаю, что не стоит превозноситься над подчинёнными и заискивать перед начальством, а всё равно это делаю.
Итак, что же получается? Мессия пришёл. Он нас простил. Он умер за нас на кресте. Он открыл нам доступ к Своей благодати в церковных таинствах. То есть всё, что требовалось, с Его стороны сделано. Проблема в нас. Мы не можем взять этот подарок. Даже если мы уверовали во Христа, наша голова продолжает думать по-старому, наше руки продолжают совершать прежние действия. Привычка, как говорится, вторая натура. Мы постоянно срываемся в прежние шаблоны мысли и действия. А потому мы словно закрыты для Бога. Через эти шлюзы благодати не пробиться. Это похоже на то, как родители пытаются поговорить со злым, обиженным подростком, который закрылся в себе и не хочет открыться для взрослого, конструктивного разговора. Он сидит в своей комнате и варится в своих пубертатных фантазиях. Пока не захочет сам, никакого диалога не будет. Так и будет винить всех вокруг и разыгрывать трагедию.
Схоже поступаем и мы. Менять шаблоны мысли и поведения, приучать себя к новым моделям — дело не простое. Это всё равно что избавляться от зависимостей и учиться заново думать, ходить и говорить. Или, например, учиться писать другой рукой. Всегда легче обмануть себя и создать видимость духовной работы. Например, заняться самоедством, откапывая всё новые и новые грехи в своём прошлом. Или увлечься в дотошное и скрупулёзное исполнение формального устава. Много чем можно себя занять. Но поэтому и болит душа. Ведь в моём настоящем пустота. Бога в сердце нет. А потому и напоминает нам сегодняшнее чтение о том, что благодать приходит к тому человеку, который все свои силы направил на настоящее. То есть к тому, кто сосредоточен на исполнении Евангелия здесь и сейчас. Не к тому, кто оплакивает то, что было вчера, не к тому, кто фантазирует о том, что будет завтра, но к тому, кто понуждает себя думать и поступать по-новому в рамках сегодняшнего дня. Тогда, говорит, апостол Пётр, наши грехи будут заглажены, а душа начнёт ощущать мир, радость, любовь и покой.
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.