
Деян., 46 зач., XXI, 26-32.
Глава 21.
26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.
27 Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки,
28 крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.
29 Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.
30 Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери.
31 Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.
32 Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда мы в наши дни сопоставляем христианство и иудаизм, то нам зачастую кажется, будто бы это два совершенно разных религиозных течения, которые находятся в некоторой конфронтации друг с другом. В самом деле, существует немало канонических текстов, из которых следует, что у христиан с иудеями не может быть близкого общения. К примеру, на этом противопоставлении построено вычисление даты Пасхи: она не должна совпадать с иудейским Песахом. Об этом говорит седьмое Апостольское правило, оно звучит так: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина». Апостольские правила, несмотря на своё название, стали известны лишь с конца четвёртого века по Рождестве Христовом, то есть апостолов нельзя в прямом смысле назвать авторами этого документа, но тем не менее Церковь его неукоснительно придерживается. Существует и множество других авторитетных христианских текстов, которые говорят о непреодолимой пропасти между христианством и иудаизмом, но образовалась эта пропасть далеко не сразу. Всё в тех же Апостольских правилах, в частности, в 65-м правиле, мы находим такие слова: «Если кто из клира, или мирян, в синагогу иудейскую или еретическую войдёт помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучён от общения церковного». Здесь всё понятно без каких-либо комментариев: христианам категорически запрещено молиться в синагогах. Зайти на экскурсию можно, а вот молиться — нельзя. Византийский толкователь канонов Иоанн Зонара в своём комментарии на Апостольские правила объясняет, почему это так: «Молящийся вместе с убийцами Христа, должен быть признан законопреступником». В этом комментарии Зонары, как мы понимаем, содержится отсылка к евангельским словам, произнесённым иудеями во время суда над Христом: «Весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25).
Но вот что любопытно: книга Деяний святых апостолов, как и вообще все апостольские послания не вспоминают этих евангельских слов. Более того, из нынешнего отрывка мы видим, что сами апостолы регулярно использовали Иерусалимский храм в качестве места для молитвы, апостолы не только молились в этом храме, они тщательно исполняли обрядовый закон иудаизма, так, апостол Павел через положенное по закону количество дней очищения намеревался совершить приношение. Это приношение, опять же, было установлено законом Ветхого Завета и к христианству никакого отношения не имело.
Правда, апостолу не дали это сделать. Наблюдавшие за ним иудеи решили, что апостол Павел — их враг, так как он «повсюду учит против народа и закона и места сего», чего, конечно же, Павел не делал, его учение было посвящено иному: он учил явлению Христа и Его Воскресению, на установления иудаизма Павел никоим образом не покушался, ведь он сам до конца своих дней оставался верным принципам иудаизма, от многих иных его соплеменников и единоверцев Павла отличало не пренебрежение к закону, а вера в исполнение закона, то есть во Христа.
К сожалению, описанная в этом отрывке книги Деяний история не была единичной и не была случайной: приверженцы Ветхого Завета взяли курс на изгнание верующих во Христа людей из своих молитвенных собраний. Но несмотря на это, апостол Павел был убеждён, что такое положение дел — временное, об этом он написал в своём Послании к Римлянам, в нём он выразил свою веру в то, что «ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников; и так весь Израиль спасётся, как написано: придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11:25–26). Церковь верит своему первоверховному апостолу, и знает, что всё будет именно так, как он то предрёк, рано или поздно, но пропасть между христианством и иудаизмом силой Божией будет устранена.
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Стратегия в работе и жизни». Алексей Горячев

Гостем программы «Вера и дело» был предприниматель с тридцатилетним опытом, инвестиционный банкир и инвестор, советник лидеров по личной стратегии Алексей Горячев.
Разговор строится вокруг его новой книги «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности» и вопросов, которые она поднимает. Алексей объясняет, что важно честно взглянуть на свою жизнь, определить ключевые сильные стороны и опереться на глубинные ценности, чтобы не превратиться в безличную «функцию» бизнеса. Стратегия, по его словам, — это не предсказание будущего, а навык жить с ясным вектором на год, пять и двадцать пять лет вперёд, возвращая энергию в сегодняшний день.
В беседе звучат рассуждения о лидерстве и ответственности, о том, как христианину соединить личные планы с промыслом Божиим и не перекладывать на Господа собственный выбор. Гость подчёркивает: ошибки не повод останавливаться, а материал для роста. Строя личную стратегию, мы учимся сотрудничать с Богом и открывать глубину собственной жизни.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер