
Деян., 46 зач., XXI, 26-32.
Глава 21.
26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.
27 Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки,
28 крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.
29 Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.
30 Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери.
31 Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.
32 Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда мы в наши дни сопоставляем христианство и иудаизм, то нам зачастую кажется, будто бы это два совершенно разных религиозных течения, которые находятся в некоторой конфронтации друг с другом. В самом деле, существует немало канонических текстов, из которых следует, что у христиан с иудеями не может быть близкого общения. К примеру, на этом противопоставлении построено вычисление даты Пасхи: она не должна совпадать с иудейским Песахом. Об этом говорит седьмое Апостольское правило, оно звучит так: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина». Апостольские правила, несмотря на своё название, стали известны лишь с конца четвёртого века по Рождестве Христовом, то есть апостолов нельзя в прямом смысле назвать авторами этого документа, но тем не менее Церковь его неукоснительно придерживается. Существует и множество других авторитетных христианских текстов, которые говорят о непреодолимой пропасти между христианством и иудаизмом, но образовалась эта пропасть далеко не сразу. Всё в тех же Апостольских правилах, в частности, в 65-м правиле, мы находим такие слова: «Если кто из клира, или мирян, в синагогу иудейскую или еретическую войдёт помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучён от общения церковного». Здесь всё понятно без каких-либо комментариев: христианам категорически запрещено молиться в синагогах. Зайти на экскурсию можно, а вот молиться — нельзя. Византийский толкователь канонов Иоанн Зонара в своём комментарии на Апостольские правила объясняет, почему это так: «Молящийся вместе с убийцами Христа, должен быть признан законопреступником». В этом комментарии Зонары, как мы понимаем, содержится отсылка к евангельским словам, произнесённым иудеями во время суда над Христом: «Весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25).
Но вот что любопытно: книга Деяний святых апостолов, как и вообще все апостольские послания не вспоминают этих евангельских слов. Более того, из нынешнего отрывка мы видим, что сами апостолы регулярно использовали Иерусалимский храм в качестве места для молитвы, апостолы не только молились в этом храме, они тщательно исполняли обрядовый закон иудаизма, так, апостол Павел через положенное по закону количество дней очищения намеревался совершить приношение. Это приношение, опять же, было установлено законом Ветхого Завета и к христианству никакого отношения не имело.
Правда, апостолу не дали это сделать. Наблюдавшие за ним иудеи решили, что апостол Павел — их враг, так как он «повсюду учит против народа и закона и места сего», чего, конечно же, Павел не делал, его учение было посвящено иному: он учил явлению Христа и Его Воскресению, на установления иудаизма Павел никоим образом не покушался, ведь он сам до конца своих дней оставался верным принципам иудаизма, от многих иных его соплеменников и единоверцев Павла отличало не пренебрежение к закону, а вера в исполнение закона, то есть во Христа.
К сожалению, описанная в этом отрывке книги Деяний история не была единичной и не была случайной: приверженцы Ветхого Завета взяли курс на изгнание верующих во Христа людей из своих молитвенных собраний. Но несмотря на это, апостол Павел был убеждён, что такое положение дел — временное, об этом он написал в своём Послании к Римлянам, в нём он выразил свою веру в то, что «ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников; и так весь Израиль спасётся, как написано: придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11:25–26). Церковь верит своему первоверховному апостолу, и знает, что всё будет именно так, как он то предрёк, рано или поздно, но пропасть между христианством и иудаизмом силой Божией будет устранена.
4 сентября. О хуле на Святого Духа

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
О хуле на Святого Духа — священник Родион Петриков.
Часто этот грех, грех хулы, понимают как какую-то особую кощунственную фразу. Однако суть не в словах, а в глубине, в состоянии сердца человека.
Представьте себе тяжело больного, который отталкивает врача, который несёт ему лекарство. Его гибель не в наказании от врача, а в его собственном выборе.
Так и здесь хула — это не внезапная ошибка, а сознательное, упорное и окончательное отвержение Бога, Который есть любовь и спасение. Это состояние, когда человек зло называет добром, а добро называет злом. И настойчиво отказывается от прощения, которое Бог ему непрестанно предлагает.
Ключ в том, что этот грех — не поступок, а именно состояние. Ведь тот, кто боится, что совершил какой-то кощунственный поступок, уже не находится в этом состоянии, потому что его сердце кается, растревоженное голосом совести.
Так что эти слова Христа Спасителя — это прежде всего серьёзное предостережение о страшных последствиях нашего свободного выбора, который Бог у нас не отнимает. И конечно, одновременно это величайшее утешение, потому что дверь к прощению открыта для всех, кто хоть как-то готов её увидеть.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. Об отношении Преподобного Исаакия Оптинского к братии монастыря

Сегодня 4 сентября. День памяти Преподобного Исаакия Оптинского, отошедшего ко Господу в 1894 году.
О его отношении к братии монастыря — игумен Назарий (Рыпин).
Преподобный Исаакий был очень мудрым настоятелем. Его отличало, что он был очень ровен со всей братией, то есть никого не выделял. Именно поэтому преподобный Исаакий никогда не наказывал за личные оскорбления кого-либо из братьев, стараясь разуметь обидчика. Он проявлял терпение и снисхождение к недостаткам других, помня, что все мы немощны и несовершенны.
И также в наставлениях преподобный Исаакий подчёркивал важность терпения в духовной жизни и непрестанные молитвы как средства для преодоления трудностей и обретения благодати. Однажды одному монаху, пытавшемуся уклониться от послушания, он сказал очень простые слова: «Если не хочешь, то уже как сам знаешь». Эти слова, сказанные с любовью и пониманием, произвели на монаха такое впечатление, что он сразу же раскаялся и принял послушание. То есть он предоставил монаха своей воле, которой тот, имея духовный разум, всё-таки испугался.
Если игумен уже говорит: «Делай, как хочешь», то это, собственно, очень страшные слова для насельника монастыря. И он понимает, что «как хочешь» — это он уже не в руках Божьих, не в пределах послушания Богу через игумена, но предоставлен уже не только своей воле, но и зачастую тирании дьявола в том числе.
Поэтому очень важно в монастыре отсекать свою волю, всё-таки делать по послушанию то, что тебе говорят, тем самым покоряя свою человеческую волю не воле игумена только лишь, а через игумена покоряя свою волю воле Господней.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. О подвиге Священномученика Горазда (Павлика)

Сегодня 4 сентября. День памяти Священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского, пострадавшего в 1942 году.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
У священномученика Горазда, епископа Чешского, первого предстоятеля Чешской православной церкви (если не считать древние времена эпохи Мефодия и Кирилла, учителей славянских), такая забавная фамилия для русского слушателя — Павлик. Но тем не менее, это человек, который прожил очень непростую жизнь.
Причём изначально на родине ничего не предполагало, что он станет тем святителем, который поведёт множество своих соплеменников по пути того вероучения, которое проповедовали Мефодий и Кирилл. Родился он в католической семье, стал он католическим священником.
Потом, на фоне национального возрождения и борьбы с Австрийской империей, перешёл в протестантизм, по сути. Гуситское движение, которое только отдалённо напоминало те гуситские восстания и учения многовековой давности, а по сути было таким изводом протестантизма.
Но если человек искренний, то даже когда он заблуждается и сбивается с пути, то делает это он только для того, чтобы нащупать этот путь и вернуться, и пойти по нему.
И венцом жизни священномученика Горазда стало страшное время нацистской оккупации. Когда ликвидаторы нацистского палача Гейдриха скрылись в православном кафедральном храме и были укрыты православным клиром, епископ Горазд мог спокойно остаться в стороне. Он был в это время в Берлине и мог сказать: «Я ни при чём, вот, я в столице рейха был».
Но он вернулся, взял ответственность на себя и пострадал за Христа и любовь к своему народу.
Все выпуски программы Актуальная тема