
Деян., 46 зач., XXI, 26-32.
Глава 21.
26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.
27 Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки,
28 крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.
29 Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.
30 Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери.
31 Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.
32 Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда мы в наши дни сопоставляем христианство и иудаизм, то нам зачастую кажется, будто бы это два совершенно разных религиозных течения, которые находятся в некоторой конфронтации друг с другом. В самом деле, существует немало канонических текстов, из которых следует, что у христиан с иудеями не может быть близкого общения. К примеру, на этом противопоставлении построено вычисление даты Пасхи: она не должна совпадать с иудейским Песахом. Об этом говорит седьмое Апостольское правило, оно звучит так: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина». Апостольские правила, несмотря на своё название, стали известны лишь с конца четвёртого века по Рождестве Христовом, то есть апостолов нельзя в прямом смысле назвать авторами этого документа, но тем не менее Церковь его неукоснительно придерживается. Существует и множество других авторитетных христианских текстов, которые говорят о непреодолимой пропасти между христианством и иудаизмом, но образовалась эта пропасть далеко не сразу. Всё в тех же Апостольских правилах, в частности, в 65-м правиле, мы находим такие слова: «Если кто из клира, или мирян, в синагогу иудейскую или еретическую войдёт помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучён от общения церковного». Здесь всё понятно без каких-либо комментариев: христианам категорически запрещено молиться в синагогах. Зайти на экскурсию можно, а вот молиться — нельзя. Византийский толкователь канонов Иоанн Зонара в своём комментарии на Апостольские правила объясняет, почему это так: «Молящийся вместе с убийцами Христа, должен быть признан законопреступником». В этом комментарии Зонары, как мы понимаем, содержится отсылка к евангельским словам, произнесённым иудеями во время суда над Христом: «Весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25).
Но вот что любопытно: книга Деяний святых апостолов, как и вообще все апостольские послания не вспоминают этих евангельских слов. Более того, из нынешнего отрывка мы видим, что сами апостолы регулярно использовали Иерусалимский храм в качестве места для молитвы, апостолы не только молились в этом храме, они тщательно исполняли обрядовый закон иудаизма, так, апостол Павел через положенное по закону количество дней очищения намеревался совершить приношение. Это приношение, опять же, было установлено законом Ветхого Завета и к христианству никакого отношения не имело.
Правда, апостолу не дали это сделать. Наблюдавшие за ним иудеи решили, что апостол Павел — их враг, так как он «повсюду учит против народа и закона и места сего», чего, конечно же, Павел не делал, его учение было посвящено иному: он учил явлению Христа и Его Воскресению, на установления иудаизма Павел никоим образом не покушался, ведь он сам до конца своих дней оставался верным принципам иудаизма, от многих иных его соплеменников и единоверцев Павла отличало не пренебрежение к закону, а вера в исполнение закона, то есть во Христа.
К сожалению, описанная в этом отрывке книги Деяний история не была единичной и не была случайной: приверженцы Ветхого Завета взяли курс на изгнание верующих во Христа людей из своих молитвенных собраний. Но несмотря на это, апостол Павел был убеждён, что такое положение дел — временное, об этом он написал в своём Послании к Римлянам, в нём он выразил свою веру в то, что «ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников; и так весь Израиль спасётся, как написано: придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11:25–26). Церковь верит своему первоверховному апостолу, и знает, что всё будет именно так, как он то предрёк, рано или поздно, но пропасть между христианством и иудаизмом силой Божией будет устранена.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема