Деяния святых апостолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться
Апостолы

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632

Деян., 44 зач., XX, 16-18, 28-36.

Глава 20.

16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.

17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,

18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,

28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;

30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.

33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:

34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.

35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».

36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Среди богословских наук, которые изучаются в духовных семинариях, есть курс пастырского богословия. Этот раздел богословской науки посвящён, как и следует из его названия, пастырству, а содержательным наполнением пастырского богословия являются всестороннее исследование священнического служения, в том числе его происхождение, его связи со Священным Писанием и Преданием, говорится также и о том, каким образом человек должен себя готовить к принятию священного сана и как действовать после его принятия. Есть в пастырском богословии и разделы, которые говорят о тех искушениях, которые подстерегают священника. Несмотря на то, что очень многие люди склонны думать о себе самих как о совершенно уникальных и абсолютно особенных, мы очень похожи друг на друга, нас всех подстерегают одни и те же как физические, так и духовные опасности. То же самое можно сказать и про священников: все подвергаются одним и тем же вызовам, которые можно классифицировать, описать и, изучив, постараться обойти их стороной.

Самое болезненное, неприятное и с трудом поддающееся диагностике пастырское искушение описал в этом отрывке апостол Павел. Он, при прощании в качестве предупреждения своим духовным чадам, сказал, что из них «самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». Собственно, это и есть вызов для любого священника: в какой-то момент начать привлекать людей не ко Христу, а к самому себе. Дело в том, что так поступать значительно проще, и мало кто готов всегда сознательно выбирать более сложный путь. А ещё привлекать не ко Христу, а к себе во всех смыслах выгоднее: как психологически, так и финансово. Но и апостол Павел, и все курсы пастырского богословия, да и сама логика Нового Завета предупреждают: это тупиковый и очень опасный путь. Предупреждают они об этом как и самих священников, так и всех христиан.

Но как понять, в какую сторону ведёт свою паству тот или иной священник?

Апостол Павел напрямую здесь не затрагивает этот вопрос, но в качестве подтверждения истинности своих мыслей он произносит очень важные слова, которые могут быть использованы в качестве вполне достоверного маркера, апостол говорит, что «ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии». Самый яркий и очевидный критерий — абсолютная бескорыстность служения. Но чтобы сохранять бескорыстность, необходимо быть предельно внимательным к самому себе и с последовательной настойчивостью отвергать любое пристрастие к материальным благам.

Дай Бог, чтобы мы — священнослужители — были верны своему высокому призванию, чтобы у нас хватало сил быть Христовыми, но крайне маловероятно, что мы сможем своими силами победить возникающие искушения, а потому мы очень нуждаемся в молитвах всех наших братьев и сестёр во Христе.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем