Деян., 28 зач., XI, 19-26, 29-30.
Глава 11.
19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;
24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим историю проповеди апостолов Варнавы и Павла в Антиохии. После гонений, в которых пострадал один из семи избранных диаконов Стефан, некоторые ученики оказались в рассеянии, то есть бежали от гонений в самые разные города и провинции. Как и апостолы, они стремились проповедовать, но обращались при этом только к иудеям. Они, конечно, проповедовали Иисуса, но в первую очередь говорили о Нём как об иудейском мессии, который пришёл, чтобы исполнить замысел Божий о народе. Однако в глубине Евангельской проповеди, в том, что говорил Спаситель ученикам, было заложено нечто гораздо большее, чем просто надежда на успешное развитие и процветание одного народа. Идите и проповедуйте благую весть всем, говорит Христос! И эта весть явно не об одном народе, но о том, что касается всех.
Для тех, кто жил в рамках традиционной еврейской культуры, было довольно просто не выходить за эти самые рамки. Они, конечно, видели язычников и даже жили под их властью, но всё же сконцентрированы были на своей исключительности. В свою очередь те, кто жил в языческой среде, встречался с самыми разными людьми, замечал в них духовный потенциал, видел их духовные перспективы... понимал, что не все оказываются идейными язычниками, не все развращены, не все жестоки... Считать себя исключительным становилось сложнее, ведь и язычник мог быть человеком нравственным, мог стремиться к праведности перед Богом, хотя и не имел закона.
Как известно, ученики Христовы не воспринимали себя в качестве создателей новой, иной религии. Они и по рождению, и по мировоззрению были иудеями. Сегодня, когда вокруг нас множество проповедников самых разных религий, нам будет трудно поверить, но иудеи на самом деле практически никогда не занимались миссионерством. Они ощущали себя особым народом и ценили свои исключительные отношения с Богом. Однако в Антиохии, которая была одним из культурных центров Римской империи и находилась в северной части Сирии, всё изменилось. Христос послал учеников проповедовать всем, и они вдруг увидели, что язычники могут обратиться к Господу. В этом изменении взгляда, в этой новой перспективе можно увидеть, как их сердца открываются навстречу Божиему замыслу, который заключается не в исключительности и не в превосходстве одних людей над другими, но в любви, которая способна увидеть в чужаке брата и в том, кто далёк, — ближнего.
С этого и начинается деятельное христианство: увидеть в другом человеке того, о ком заботится Бог, того, кто также может ощутить Его присутствие в своей жизни, кто Ему небезразличен. Совершенно чужие и даже чуждые друг другу люди вдруг становятся друг другу братьями и сёстрами, потому что оказываются готовы перейти надуманные границы, которые столетиями не давали им покоя, перейти их для того, чтобы стать едиными во Христе, который выше и значимее любых границ.
«Творчество и вера». Богдан Мамонов
У нас в студии был художник, педагог Богдан Мамонов.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, как это повлияло на его творчество и что для него значит быть христианином в современном мире.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России