Деян., 11 зач., IV, 13-22.
Глава 4.
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
История, которую мы сейчас слышали, очень показательная: по сути, это полное духовное фиаско религиозных лидеров иудаизма. Только что апостол Пётр им прямо сказал: Иисус, Которого вы — стоящие здесь — убили — был воскрешён Богом, Которому вы вроде как служите — и именно Воскресший из мёртвых Иисус исцелил хромого! В полном замешательстве первосвященники попытались запретить апостолам проповедовать об Иисусе — применить, так сказать, свой административный ресурс — что не могло не рассмешить апостолов: как можно предпочесть слушаться людей вместо Живого Бога, нашими же руками совершающего такие великие чудеса? В итоге — учитывая, что исцеление привлекло множество людей и вызвало невероятный восторг — духовенству ничего не оставалось сделать, кроме как, пригрозив, отпустить их на все четыре стороны. Полное фиаско — и полная духовная беспомощность: они сталкиваются с чем-то таким настолько мощным, что из состояния растерянности вообще не понимают, как быть и что делать.
Что же утратили духовные лидеры, почему такая ситуация стала возможной? И можем ли мы о себе сказать, что мы застрахованы от повторения подобных историй — когда в нашу жизнь входит нечто совершенно новое, неожиданное, необъяснимое? Чтобы понять, я бы предложил вот какой образ.
Случалось ли вам оказаться в ситуации, когда своим подарком вы оскорбляете человека? Да, это вполне возможно: если дар — не от чистого сердца, а с «задними мыслями» подкупить другого или «задобрить». То есть не потому, что это — выражение нашего искреннего отношения, а всего лишь попытка обмануть. Мы как не любили его, так и не любим — но только маскируем нашу нелюбовь красотой и дороговизной подарка. Оскорбление здесь в том, что мы не собираемся на самом деле менять наше отношение к другому: мы хотим остаться такими же, как и были, — а вот его вынудить стать другим. Иными словами, мы отказываем в контакте и взаимодействии человеку — как бы «замораживая» наше собственное отношение к нему.
Но ведь то же самое может происходить и в религиозной жизни! Особенно когда всё, что связано с благочестием, поставлено на «устойчивые рельсы» будней — мало-помалу вкрадывается мысль, что Бог должен быть нами доволен, ибо мы всё делаем для Него правильно! Центр наших интересов начинает потихоньку смещаться с Самого Бога — на то, что с нашей точки зрения, Его обслуживает. И поскольку это мы Его обслуживаем — Он просто не имеет права быть нами недовольным! Вот ловушка и захлопнулась! Потому что вместо Живого Бога мы начали служить собственному представлению о том, Кто есть Бог.
Как же важно регулярно проводить ревизию своих представлений о Боге — причём не формально-рационально в виде прохождения очередного теста на знание догматики, а через проверку собственной способности слушать и слышать Другого — и не только Самого Господа Бога, но и человека, и тишину природы, и бездонную глубину произведений искусства, да и собственный внутренний мир. Ведь без этой способности выходить из самодостаточности мы можем бесконечно долго кружиться в вихре собственных представлений — и так и не вырваться за его пределы!
Помоги же нам, Господи, почаще прикасаться к подлинности Твоего Бытия — и не страшиться этого!
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди