Евангельская история о дарах, которые принесли волхвы Младенцу Христу, давно стала хрестоматийной, она отражена в картинах и воспета в стихах. Но многие ли знают о том, как выглядели эти подарки, что они означали, что стало с ними в дальнейшем? Попробуем разобраться.
Известно, что восточные мудрецы принесли в Рождественскую пещеру золото, ладан и смирну. Такой набор подарков для Новорождённого Мессии не был случайностью, в нём волхвы выразили своё отношение к Нему. Золото – символ царской власти. Ладан – ароматическая смола, воскуряемая на богослужениях - дар Христу, как Сыну Божьему. А смирна, драгоценное благовонное масло, используемое в древности при погребении, преподнесено Младенцу как пророческий знак, что Ему предстоит принять смерть - и это скорбное событие станет наиважнейшим для всего человечества.
Дары волхвов Богородица бережно хранила всю жизнь, а перед самым своим Успением передала их Иерусалимской церкви. В дальнейшем золото, ладан и смирну перенесли в Константинополь, и они на протяжении десяти столетий оставались одной из главных святынь Византии. Когда Царьград захватили турки, сокровище оказалось в руках султана Мурада Второго. Спасти реликвию смогла жена султана Мария. Будучи дочерью сербского князя Георгия Бранковича, она и после замужества оставалась христианкой. Мария вывезла святыню на гору Афон и передала в монастырь святого Павла – тот самый, в судьбе которого принимал деятельное участие её отец.
Удивительные подарки восточных мудрецов и поныне хранятся в сокровищнице этой обители. Здесь можно увидеть то самое золото, что несли в Рождественской ночи верблюды, шествуя навстречу необычной звезде. Это миниатюрные пластинки различной формы с тончайшим филигранным рисунком – всего их сохранилось 28 штук. Ладан и смирну некогда смешали, полученный состав скатали в семьдесят шариков величиной с лесной орех. И сегодня они благоухают так же, как две тысячи с лишним лет назад.
Дары хранят в нескольких сундучках – ковчегах. Если на богослужении в монастыре присутствуют гости, то золото, ладан и смирну непременно выносят для поклонения паломникам, и по церкви разливается необычайный аромат.
Монастырь прижимается к скале у западного подножия горы Афон на высоте сто пятьдесят метров над морем. С обеих сторон обитель окружают бурные реки, несущиеся с горы – это затрудняет доступ к ней. Зато у монастыря есть своя пристань, к которой ведёт удобная дорога. А если иноки будут заранее извещены о том, вы приедете, они непременно встретят вас и помогут добраться до места. Здесь очень внимательно относятся к паломникам.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема