Евангельская история о дарах, которые принесли волхвы Младенцу Христу, давно стала хрестоматийной, она отражена в картинах и воспета в стихах. Но многие ли знают о том, как выглядели эти подарки, что они означали, что стало с ними в дальнейшем? Попробуем разобраться.
Известно, что восточные мудрецы принесли в Рождественскую пещеру золото, ладан и смирну. Такой набор подарков для Новорождённого Мессии не был случайностью, в нём волхвы выразили своё отношение к Нему. Золото – символ царской власти. Ладан – ароматическая смола, воскуряемая на богослужениях - дар Христу, как Сыну Божьему. А смирна, драгоценное благовонное масло, используемое в древности при погребении, преподнесено Младенцу как пророческий знак, что Ему предстоит принять смерть - и это скорбное событие станет наиважнейшим для всего человечества.
Дары волхвов Богородица бережно хранила всю жизнь, а перед самым своим Успением передала их Иерусалимской церкви. В дальнейшем золото, ладан и смирну перенесли в Константинополь, и они на протяжении десяти столетий оставались одной из главных святынь Византии. Когда Царьград захватили турки, сокровище оказалось в руках султана Мурада Второго. Спасти реликвию смогла жена султана Мария. Будучи дочерью сербского князя Георгия Бранковича, она и после замужества оставалась христианкой. Мария вывезла святыню на гору Афон и передала в монастырь святого Павла – тот самый, в судьбе которого принимал деятельное участие её отец.
Удивительные подарки восточных мудрецов и поныне хранятся в сокровищнице этой обители. Здесь можно увидеть то самое золото, что несли в Рождественской ночи верблюды, шествуя навстречу необычной звезде. Это миниатюрные пластинки различной формы с тончайшим филигранным рисунком – всего их сохранилось 28 штук. Ладан и смирну некогда смешали, полученный состав скатали в семьдесят шариков величиной с лесной орех. И сегодня они благоухают так же, как две тысячи с лишним лет назад.
Дары хранят в нескольких сундучках – ковчегах. Если на богослужении в монастыре присутствуют гости, то золото, ладан и смирну непременно выносят для поклонения паломникам, и по церкви разливается необычайный аромат.
Монастырь прижимается к скале у западного подножия горы Афон на высоте сто пятьдесят метров над морем. С обеих сторон обитель окружают бурные реки, несущиеся с горы – это затрудняет доступ к ней. Зато у монастыря есть своя пристань, к которой ведёт удобная дорога. А если иноки будут заранее извещены о том, вы приедете, они непременно встретят вас и помогут добраться до места. Здесь очень внимательно относятся к паломникам.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема