В одном прекрасном детском международном лагере, где я летом работаю, существует множество традиций. Традиции придумывают и дети, и взрослые. Самые лучшие приживаются на долгие годы. Одна из таких традиций называется День Тайного Друга. Мальчики и девочки, а также взрослые преподаватели и вожатые тянут жребий, кто станет тайным другом кому. Все это разумеется страшная тайна. И в течение трех дней надо очень тайно, очень изобретательно и с творческим подходом надарить подарков тайному другу. Подсунуть под дверь, под подушку, в тумбочку – все равно, у кого на что хватит воображения. Потом все собираются вместе и начинают тайного друга разоблачать. Сначала счастливчик выходит на сцену и рассказывает, что ему надарили и до чего же это было приятно, потом он пытается угадать, кто это был, а потом… просто все радуются. Это правда очень весело. И очень много дает понять о детках. Многие теряются, и от непривычки дарить душевные смешные подарки закармливают тайного друга шоколадками и мармеладками. Кто-то предпочитает посолонее и прячет под подушку какие-нибудь чипсы – запретный и оттого наверное заветный продукт. Но детки, которые умеют давать свободу воображению, дарят такие чудесные подарки! Это может быть стихотворение, которое, непривычный к рифме парнишка, ходит и мучительно складывает все три дня. Это может быть большой плакат на двери номера с какой-нибудь ободряющей надписью, даже просто: «Ты лучший!» Это может быть связка воздушных шариков – но ведь надо было успеть их надуть, подписать и запустить в комнату друга, пока он на экскурсии! Это может быть песня, исполненная под балконом или всенародно. Я просто диву даюсь: до чего мало денег можно потратить на чудеснейший подарок, который правда порадует! Однажды маленький мальчик Богдан, которому выпало быть моим тайным другом, подошел ко мне днем и невинным голосом спросил: «Можно твои ключи от номера?» -- «Зачем? – удивилась я. «Я хотел бы посмотреть на твою мебель!» - еще более невинно сказал он. В душе я, конечно, развеселилась. Вся мебель в наших номерах состоит из кровати и тумбочки. А потом, вернув мне ключи, малыш ходил кругами, не в силах ждать разоблачения тайного друга, и интересовался, давно ли я ходила в свой номер. Ах как это было весело и радостно, ведь я уже знала, что в номере лежит пакетик орешков с запиской «Самому лучшему преподу в мире!». Вы не поверите, но радости от таких эпизодов хватает мне на целый следующий год!
Что касается взрослой жизни после возвращения из лагеря – я точно знаю, как просто и важно сделать приятное любимым. Необязательно быть для этого очень богатым. Мои самые неимущие друзья иногда так радуют меня на праздники – лучшими в мире книжками, лучшими в мире цветами и лучшими в мире песнями, спектаклями, просто самыми добрыми в мире словами! И как много можно сказать о человеке по его подаркам. Один раз я ужасно обидела своего сына, когда не имела времени придумать что-то интересное на его день рождения, подарила просто конвертик с деньгами. «Спасибо» – сказал он чуть не плача… «Мой хороший, мама так больше не будет! Ты же привык к более душевным дарам». В общем, не будем себя ограничивать шоколадками, друзья! Мы способны на гораздо большее!
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер