
Недавно я задумалась, что каждое воскресенье у нас проходит практически одинаково. И мне это очень нравится. Есть в этой стабильности благодать и красота.
Мы с мужем вместе поем на клиросе, поэтому каждое воскресенье начинается с литургии, точнее с ранней литургии. Просыпаешься на рассвете. Солнце только начинает разбрасывать лучи по небу, город пустой, будто тоже спит, как и его жители. И только редкие люди движутся в этой тишине. Тоже в храм, наверное...
И вот мы в храме. Я думаю, нет в мире слов, которые бы описали ту благодать, что на литургии испытывает молящийся. А мы, певцы, стремимся придать каждой службе свое настроение. В праздники стараемся подобрать репертуар таким образом, чтоб становилось еще радостнее, чтоб душа ликовала. В помощь идут более громкие, торжественные песнопения. А если на календаре — покаянные, постные дни, тогда стараемся подобрать более спокойные мелодии.
Мне кажется, очень важно, чтоб служба отражала событие дня, даже если это просто мелодия привычных молитв — она очень много может сделать.
Но вот литургия позади. Один из плюсов ранних литургий, что ты выходишь из храма, а на часах — 9 утра, весь день впереди, и ты можешь больше времени посвятить семье!
В воскресенье мы обязательно играем с дочкой, навещаем родителей, проводим время вместе, семьей. И это ведь совсем не надоедает. В таких житейских, простых делах чувствуется наше единение, наша помощь ближним.
Мои родители сейчас живут в деревне, папа пережил два инсульта, поэтому львиная доля хозяйственных работ легла на наши плечи. Стараемся обязательно приехать и помочь по хозяйству.
Вечером чаще всего заезжаем к родителям мужа. Его отец сейчас борется с раком и проходит очередную химиотерапию, поэтому хочется еще больше времени проводить вместе.
Воскресенье — это день, который мы посвящаем Богу и людям, стараясь по мере своих сил соблюдать заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Я часто сталкиваюсь с мнением, что однообразие — это скучно, что нужно постоянно искать новых впечатлений. И выходные — это точно не те дни, которые должны быть похожи один на другой.
Но в стабильности есть красота и полезное всем нам устройство. Я думаю, что такое повторение никому не повредит!
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема