Как сообщалось в новостях, некие люди решили продавать куклы для ритуалов вуду. Вуду — разновидность черной магии, при которой человеку пытаются нанести вред, втыкая иголки в его изображение. Есть вещи, абсолютно несовместимые с Православной верой. Вуду — одна из них.
Черная магия, оккультные манипуляции, предпринимаемые с намерением повредить другим людям — грех, полностью отторгающий человека от жизни — до тех пор, пока он не порвет с этим грехом и не покается. Слово Божие резко предостерегает против любых форм оккультизма; как сказано в 18 главе книги Второзакония, «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор.18:10-12)
В книге Деяний Апостольских, когда бывшие чародеи обращаются к Богу, они сжигают свои оккультные книги:
«А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч [драхм]» (Деян.19:19)
Книги в древности были очень дороги, но люди сожгли их, а не продали — очевидно, потому, что увидели в своих занятиях настолько тяжкий грех, что не хотели косвенно помочь другим совершать его.
Часть этих оккультных практик вовсе не была направлена на причинение вреда — люди претендовали (как претендуют сейчас) на то, что могут обеспечить здоровье, удачу в делах, счастье в личной жизни, принести еще какую-то пользу. Тем не менее, Библия запрещает их. Но хуже всего, когда к запрещенной практике добавляется еще злое намерение — погубить кого-то, вызвать болезнь или смерть.
Почему Церковь так строга в этом отношении? Едва ли втыкание иголок в куклы может реально повредить врагам; как мы отлично знаем, африканские колдуны ничего не смогли поделать с ружьями белого человека. Вуду не приносит тем, кто его практикует, ни военных побед, ни богатства — хотя, казалось бы, чего же проще, наделать кукол неприятельских военачальников, да дело с концом.
Но хотя вред тем, кому пытаются повредить, сомнителен, вред, который люди наносят себе, ужасен. Церковь верит — потому что это правда — в существование духовного мира, и в то, что этот мир охвачен войной. Часть ангелов пала, и обратилась в бесов — могущественных, изощренных, хитрых, и при этом чрезвычайно злобных и враждебных существ, стремящихся разрушить Божие творение и, особенно, отношения Бога и человека. Человек, практикующий оккультизм, открывает дверь в духовный мир — и открывает ее именно падшим духам.
Любая оккультная практика — это вызов бесов на дом, и покаявшиеся оккультисты свидетельствуют о чрезвычайно пугающих последствиях, к которым это приводит.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.