
Полюбила одна удэгейская девушка охотника по имени Даду. Поженились они, да только плохо жили. Целыми днями Даду в юрте лежит, ничего не хочет делать.
Встретила как-то жена Даду на берегу рыбаков и попросила у них хоть какой-нибудь еды. Дали ей добрые люди рыбы, пришли в юрту и спрашивают Даду:
— Почему не охотишься, в тайге ведь живёшь? Почему рыбу не ловишь, когда река рядом?
Не знает Даду, что сказать, глаза прячет, потом говорит:
— У меня ноги болят, ходить не могу.
Пожалели его охотники, сказали:
— Нельзя вам здесь оставаться, пропадёте зимой. Возьмите одну нашу лодку и приезжайте к нам в стойбище жить.
Оставили они лодку, уехали. Жена Даду обрадовалась, говорит мужу:
— Собирай скорее вещи и в лодку грузи.
А Даду ей в ответ:
— Не могу, у меня глаза ничего не видят.
Не зря люди говорят: понемногу обманывая, так и становишься лгуном.
Погрузила жена вещи в лодку, усадила мужа, сама за вёсла села, так и добрались они до стойбища. Охотники им снова еды дали, женщина сварила ужин. Мигом забыл Даду про свои болезни: вскочил с лежанки, самый большой кусок мяса из котла схватил.
Рассердилась жена Даду, что муж и её, и добрых людей обманывает, и говорит:
— Стыдно мне за тебя, не буду я больше ничего для тебя просить. Раз ты такой лентяй и обманщик — один живи.
Взяла женщина свою одежду, одеяло из беличьих шкурок, завязала всё в узел и ушла жить в соседнюю юрту к старушке-вдове.
Два дня пролежал Даду в своей юрте, а на третий совсем у него от голода живот подвело. Взял он острогу, специальное рыболовное орудие в виде вил, и пошёл к реке. Глядит — на берегу на камне змейка блестящая на солнце греется.
— Зачем, Даду, тебе рыбу ловить? — говорит змейка человеческим голосом. — Лучше на травке полежи.
— Кто ты? — удивился Даду.
— Не узнаёшь? Я твоя Лень. Просто я раньше маленькая была, вот ты меня и не замечал. Теперь, Даду, кроме меня, у тебя больше никого на свете нет.
— Жена есть, — говорит Даду.
— Забудь про неё, — говорит Лень. — Она во вдовьей юрте со старухой живёт, так что, считай, уже вдова.
— Как так? — удивился Даду. — Я пока что не умер.
— Недолго ждать осталось, — ласково прошептала Лень. — Нам никто не нужен: я сама тебя в последний путь провожу, цветочек на грудь положу...
— Ну, уж нет! — воскликнул Даду и набросился на змейку с острогой.
Лень в воду юркнула, от берега отплыла и исчезла из вида.
Стал Даду рыбу острогой бить, хороший в тот день у него был улов. С тех пор Даду с женой дружно живут.
А Лень со стойбища убежала куда-то. Может, вы знаете, где она теперь поселилась?
(по мотивам удэгейской сказки)
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема