
— А вы чем занимаетесь?
— Не знаю.
— Не знаете?
— Что-то с головой случилось. Не помню даже, кто я такой.
Травма и полная потеря памяти — недружелюбно встретила столица Финляндии, Хельсинки, рабочего из глубинки. Мужчина надеялся попытать счастья в большом городе. Но не успел сойти с поезда, как его обокрали и жестоко избили хулиганы. Очнулся он в больнице, забинтованный, и совсем ничего не помнящий о своей прежней жизни. Так начинается фильм финского режиссёра Аки Каурисмяки «Человек без прошлого». Только что прозвучал диалог из этой картины. Лента вышла на экраны в 2002 году и получила мировое признание. Гран-при Каннского фестиваля, номинация на премию «Оскар» и множество других престижных кинематографических наград буквально посыпались на режиссёра и съёмочную группу. При этом большинство кинокритиков в своих рецензиях на фильм сходились, по сути, к одному и тому же: трудно точно сказать, чем именно так берёт за живое эта картина, но она впечатляет и восхищает.
И правда, на первый взгляд фильм кажется довольно простым. Размеренное, даже немного меланхолическое последовательное повествование, никаких спецэффектов, погонь и всего того, что в кинематографе принято называть словом «экшен». Но от экрана действительно невозможно оторваться! И мне кажется, феномен притягательности этого кино в том, что оно невероятно доброе. Аки Каурисмяки в одном из интервью признавался, что своими фильмами хотел бы дарить людям радость, тепло и надежду. «В наше сложное время немного добра и света с экрана никому не повредят», — с юмором заметил режиссёр. Думаю, в этом и заключается главный секрет его творчества, трогающего до глубины души.
«Человек без прошлого» — фильм о братстве, взаимопомощи и любви. Главный герой оказывается среди бездомных и бродяг, живущих в ржавых вагончиках. Но именно эти люди становятся для потерявшего память мужчины настоящей семьёй. Вместе они преображают собственную жизнь. В картине прослеживается мысль о том, что счастливым человека делают не деньги, не положение в обществе, а любовь к ближнему, доброта и смирение. Ведь, несмотря на то, что ситуация, в которой оказался герой, очень непростая, он не впадает в отчаяние, а просто принимает свою нынешнюю жизнь такой, какая она есть. Он искренне привязывается к людям, которые его окружают. И, может быть, именно поэтому всё постепенно меняется к лучшему. В одном из эпизодов герой разговаривает с работницей благотворительной организации, которая помогла ему с одеждой и едой. Женщина замечает серьёзные перемены.
— Ты очень изменился. К тебе вернулась радость жизни.
— Это ты меня вдохновляешь. И даёшь мне силы.
— На всё милость Господня.
Примечательно, что фильм Аки Каурисмяки «Человек без прошлого» пронизан верой в Бога. Сделано это максимально ненавязчиво, порой даже с юмором, но не заметить христианского духа этого кино, тем не менее, нельзя. Актриса Кати Оутинен, исполнительница одной из главных ролей, однажды заметила, что в своей картине режиссёр транслирует зрителям евангельскую истину: какое бы прошлое у нас ни было, пока мы живы, никогда не поздно начать всё сначала. И первый шаг к новой жизни, согласно Аки Каурисмяки, прост: научиться быть человеком.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема