Помните афоризм из фильма «Ко мне, Мухтар» — слова: «Он постарается».
Один психолог говорил мне, что «понятие «постараться» — синоним понятия «не сделать»…» То есть, чтобы достигать цели, нужно говорить себе не «я постараюсь», а «я сделаю». С психологом вроде не поспоришь. Только христианская жизнь в каком-то смысле опровергает такого психолога.
Это, конечно, очень хорошо, когда человек ставит себе цель, говорит: «Я сделаю» — и делает. Но всегда ли так происходит? У меня далеко не всегда.
В слове «сделать» в этом плане читается законченность, завершенность, результат. Но человек слаб, и чем выше цель, тем явственнее он это понимает. А если вдруг цель не достигнута — тогда что? Акела промахнулся — и что решили стая под руководством Шерхана? «Прикончить волка одиночку». В слове «сделать» читается требовательность к человеку, а значит — приговор в случае неудачи. А в слове «постараться» — снисхождение к его слабости и одновременно понимание того, что человек и вправду стремится, и вправду делает все, что в его силах. На мой взгляд, это очень христианский подход. В том смысле, что христианин знает: в мире есть вещи, которые, как не пыжься, сам своими силами не сделаешь — хоть бы ты сказал себя фразу «я сделаю» миллион раз. Попробуйте с завтрашнего утра перестать завидовать, перестать обижаться, перестать считать себя центром вселенной… Есть вещи, которые и вправду можно только стараться сделать, а привести дело к результату может только Сам Бог. Главная из таких вещей — избавление от грехов.
Православное христианское учение гласит, что человек сам, только своими силами, не может избавиться от грехов. Для этого нужен Бог. Он Один может человека от них избавить. Но для этого человек должен сам этого очень-очень захотеть — то есть, собственно постараться. Потому что Господь не может спасти человека без человеческой воли ко спасению. На этом пути каждый постоянно падает и постоянно встает заново. И принцип христианство тут простой: сто раз упал, сто раз встань, иди дальше и старайся больше не падать. Видите — «старайся». Твои затраченные усилия, твое рвение — важнее результата. Вернее, даже так: результат — это и есть затраченные усилия. Ведь как мы знаем из Евангелия: что невозможно человеку, возможно Богу. Бог видит человеческое усердие — и совершает с тобой маленькое чудо: избавляет от греха.
На одной из моих первых исповедей священник поразил меня тем, что не читал нотаций, а наоборот, скорее подбадривал и говорил: «Ты главное старайся, старайся…» Если бы священник вместо этого говорил бы: «Ты главное сделай — избавься от греха», на этом, наверное, путь моего воцерковления и закончился бы. Но батюшка, как видно, понимал, что важно услышать и понять мне — простому грешному человеку.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди