Святитель Тихон (Беллавин) патриархом Московским и всея Руси стал по жребию — именно так выбирали предстоятеля на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 годов в Москве. Двумя другими кандидатами на патриарший престол был выдающийся иерарх, будущий глава Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Антоний (Храповицкий) и не менее уважаемый архиерей архиепископ Арсений (Стадницкий).
Итак — жребий. Исключительный момент. Старец Зосимовой пустыни иеромонах Алексий (Соловьев) — признанный духовный авторитет, человек святой жизни, ныне канонизированный — после молитвы перед Владимирской иконой Божьей Матери, специально принесенной из расстрелянного большевиками Успенского собора, вытянул жребий.
Если бы все это происходило сегодня, журналистам, чтобы написать свои горячие новости о выборах патриарха, пришлось бы лезть в «Google». Имя митрополита Московского и Коломенского Тихона было к тому моменту не на слуху. Церковные люди, само собой, его знали, но широко известен он не был, в отличие от того же архиепископа Антония (Храповицкого) — харизматичного лидера и яркого оратора. Патриарх Тихон был тихим. Родился в семье потомственного священника, учился в Санкт-Петербургской духовной академии, где еще студентом за кротость и рассудительность получил прозвища «архиерей» и «патриарх», последнее оказалось пророческим. В 1898 году как епископ служил в США. Там совершил миссионерскую экспедицию на Аляску, проплыл на байдарке примерно 11 000 километров, заезжая в самые глухие деревни и проповедуя Евангелие эскимосам. За время его служения в североамериканской епархии появилась семинария, монастырь и богослужебные книги на английском языке. Потом вернулся в Россию, последним местом служения перед патриаршеством была Москва, незадолго до Собора был возведен в сан митрополита. Вот, собственно, и все основное, что можно было бы найти по запросу «митрополит Тихон (Белавин)» сто лет назад. Но именно ему было суждено стать патриархом.
Почему? Вряд ли стоит пытаться объяснить Божий Промысел в жанре параграфа из учебника истории. Но современникам событий, должно быть, ответ на вопрос был отчасти ясен. После выборов патриарха в народе говорили, что из трех кандидатов архиепископ Антоний (Храповицкий) был самым умным, архиепископ Арсений (Стадницкий) — самым строгим, но патриархом стал митрополит Тихон — самый добрый.
Вероятно, только добрый пастырь и мог оказаться у руля Церкви в тот момент — в первые дни большевиков, в преддверии всех последующих событий. На фоне братоубийственной гражданской войны и массового голода нехватка добра оказалась буквально физически ощутимой. Стало остро необходимо, чтобы появился пастырь, который своим примером научит не отвечать злом на зло.
Патриарха Тихона большевики арестовывали и допрашивали. Держали в тюрьме. Пытались убить. Но достаточно посмотреть на его портрет в патриаршем куколе — и видно: это глаза человека неозлобившегося. Единственно возможной линией поведения в такой ситуации для него были те самые кротость и рассудительность, за которое он еще в студенчестве получил прозвище «патриарха».
Русская Православная Церковь Заграницей канонизировала его в 1981 году, Московский Патриархат — в 1989. Имя святителя Тихона открывает список тех, кто прославлен в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских.
30 апреля. О духовной нищете

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
О духовной нищете — игумен Лука (Степанов).
Начало Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа и первая из заповедей блаженств ублажает нищих духом, поскольку им принадлежит Небесное Царство. Удивительное слово «нищета», которое предполагает по человеческому пониманию самое бедственное состояние человека, оказывается причиной царствования или соцарствования с Богом в небесах. Это новое слово, это Господне откровение о том, что только всей душой, устремленный к благам небесным, благам, подаваемым Иисусом Христом, человек, сознающий свою полную нищету и беспомощность, самому оказаться победителем греха и смерти, только тот и будет увенчан. Таким образом, нищий — это тот, кто признает себя ничего не имеющим, но всю надежду свою возлагает на Господа и к Нему устремляется всем своим упованием.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 апреля. О служении пожарных

Сегодня 30 апреля. День пожарной охраны России.
О служении пожарных — игумен Назарий (Рыпин).
Служение пожарных — это особое служение, ведь не случайно Христос говорит: «Нет большей любви, кто положит душу свою за друзей своих». И как раз нашим пожарным выпала такая миссия, рискуя собственной жизнью спасать других людей. Конечно, иногда они тушат какие-то объекты, где нет людей, но всё равно это забота о ближнем. Всё равно рискуя своей жизнью, своим здоровьем, они пытаются предотвратить какую-то порчу имущества, чтобы другим сделать жизнь легче, чтобы бремя каких-то лишних материальных затрат не ложилась на чужие плечи. Поэтому, безусловно, это служение крайне необходимое и совершенно явно христианское. Порой даже люди, не зная Христа, исполняя заповедь Христову, и это очень большое подспорье в их жизни, и Господь зачастую даёт благодать за это.
Все выпуски программы Актуальная тема