Случилась со мной такая история. Как-то осенью мы с подругой увлеклись фотографией и решили каждые выходные ездить в какой-нибудь приятный подмосковный городок. Снимали древние кремли, провинциальные избушки и желтые листья в лужах. Все как обычно у начинающих фотографов. Рано утром мы выезжали из Москвы. В дороге завтракали бутербродами с колбасой и запивали их крепким черным чаем из термоса. Затем весь день гуляли и фотографировали. А вечером, дома, смотрели свежие снимки, ужинали и обсуждали поездку.
Подруга моя человек совсем не церковный. Но во время наших путешествий я заметила, что она вдруг живо заинтересовалась православием. Тогда я решила за нее взяться. Ну, не зря же я дипломированный миссионер! Невзначай, я стала подбирать для наших фотосессий города с действующими монастырями, приводила ее в храм, к мощам святых угодников, объясняла устройство иконостаса, церкви и заодно основы православной веры. Вершиной самодеятельного курса катехизации должно было стать практическое участие в таинствах. Заставить это сделать подругу я не могла, но привезти ее на службу и причаститься на ее глазах, вполне. Так и было решено. Я все рассчитала. Узнала когда у них начнется литургия. Сходила на всенощную. Подхожу на исповедь к своему духовнику. Объясняю ему гениальный миссионерский план, а он вдруг и говорит: "Ты причастить лучше здесь, а потом поедешь". Повторяю: "Вы, -- говорю, -- батюшка меня не поняли. Я подругу везу, нецерковную, чтобы она на литургии побыла". Тогда он второй раз мне говорит: "Так, ты подругу сюда привози, помолитесь и поедете". Тут я уже стала раздражаться: "План у меня тактический, миссионерский -- так просто она не пойдет, а во время путешествия -- другое дело, мы потом обсудим с ней и все такое". Батюшка в третий раз предложил мне причащаться дома, я в третий раз сказала ему, что он ничего не понял и сделала все по-своему.
А дальше было что было. Мы съездили. Я причастилась. Погуляли по городу и собрались в обратный путь. Тут-то все и началось. Сначала мы посадили машину на брюхо в какой-то грязной луже на проселочной дороге. Пошел мокрый снег. И мы -- две девчонки -- целый час ковырялись в холодной глине, что-то там подкапывали под машиной, подкладывали ветки, толкали, чтобы вытащить машину из ямы. Хорошо помогли проходившие мимо ребята. Спасибо им. Но как только мы выехали на шоссе -- 15 минут не прошло, как я попала в яму, пробила колесо и вылетела на обочину. Хорошо у меня было запасное колесо. В темноте, в холодной грязи от пролетавших мимо грузовиков, я поставила докатку и мы поехали дальше. Через полчаса у меня порвался тросик спидометра и перестали работать приборы. Уже в Москве я потерялась в каком-то новом микрорайоне -- ездила кругами, не могла найти выход. А в самом конце этой истории, поздно ночью, когда мы уже ехали очень медленно, в полной тишине, смертельно уставшие и замерзшие -- у меня сгорела фара.
Вывод был очевиден -- духовника нужно слушаться. Тем более в церковных вопросах. А как позже я узнала, именно эта история произвела на мою подругу большое религиозное впечатление. Гораздо большее, чем все мои миссионерские усилия.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер