Несколько перефразируя Бориса Пастернака, можно сказать, что один из
ключевых постулатов современного человека: «И должен ни единой долькой // Не
отступаться от лица, // И быть собой, собой и только, // Собой и только до конца».
Только что такое «быть самим собой»? Просто следовать всем своим «хочу»?
Мне кажется, это мелко. И сразу же возникает огромное количество вопросов.
Например.
Человек грешен. На христианском языке это называется поврежденной
человеческой природой: Адам и Ева были созданы Богом для жизни в раю, но
после грехопадения — того самого яблока с запретного древа познания добра и
зла — были изгнан Богом на землю. Человеческая история — это история людей
после грехопадения. Мир, котором мы живем — падший. Что будет, если грешный
человек в падшем мире будет следовать всем своим «хочу»? А главное — всегда
ли он будет хотеть для себя хорошего?
Далее. «Быть собой» — подразумевает, знать себя всего до конца. Кто может
таким знанием похвастаться? Это как в старом анекдоте: «Вы умеет играть на
скрипке?» — «Не знаю, не пробовал». Какие еще неизведанные стороны и грани
есть во мне? Мы совершаем поступки, которых сами от себя не ожидаем. В один
период жизни нам нравится одна музыка, в другой — другая, совершенно другая,
а ведь когда-то мы даже не могли помыслить, что однажды ее полюбим.
Помните, у Бомарше в «Женитьбе Фигаро» есть финальный монолог Фигаро, где
вспоминает всю свою жизнь — странную, нестройную, полную метаний из одной
сферы деятельности в другую: он был и журналистом, и экономистом, и актером,
и в тюрьме сидел, и у вельможи слугой служил. И под конец герой задается
вопросом: «Так кто же, наконец, такой — я, которому уделяются мною так много
внимания?»
Мне кажется, на этот вопрос невозможно по-настоящему ответить без Бога.
Вернее, без сноски на его существование. Я могу оставаться собой, только
если остаюсь с Богом. Чтобы осмыслить любое явление, нужно осмыслить,
где его начало. Так с чего начинается Божий замысел о человеке? С того, что
человек был создан зачем-то. Тут уже уместно вспомнить начало «Исповеди»
блаженного Августина: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце
наше, пока не успокоится в Тебе». Да и само слово «религия» происходит от
латинского глагола religare — то есть, «связывать». Речь идет о связи человека с
Богом. А приставка «ре» подсказывает, что эта связь была и что эту связь нужно
восстановить. Эта связь была установлена в раю, а человек, совершив грех, ее
разорвал и был изгнан на землю. И теперь цель его жизни — к Богу вернуться.
Это тот стержень, на который нанизываются все остальные грани человеческой
жизни.
И в этом смысле «быть собой» — это не просто следовать своим желаниям, это
следовать своим желаниям в той мере и в той степени, в какой они приближают
меня к Богу. На этом фоне «быть собой, собой и только, собой и только до конца»
— это по-христиански действительно важно.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема